Любовь Рыкун, заведующая Центром здоровья для детей ЧОДКБ: Наша главная задача — выявление факторов риска у здоровых детей

Интервью
25 июня 2012 года, 15:56

По программе модернизации здравоохранения в 2009 году в России стали открываться Центры здоровья для взрослых и детей. В Челябинской области на сегодня их всего 19, в том числе пять детских. Южноуральцев от 0 до 18 из всех городов и районов совершенно бесплатно принимает Центр здоровья, открытый на базе Челябинской областной детской клинической больницы. Что можно узнать о своем ребенке в областном центре здоровья – в материале Агентства новостей «Доступ».

- Любовь Федоровна, какова главная цель создания вашего центра и детских Центров здоровья как таковых? Населению это пока не очень понятно.

- Это неудивительно, потому что фактически мы работаем всего два года. Даже медицинские работники еще не очень понимают, чем же мы здесь занимаемся. По программе модернизации здравоохранения «Здоровая Россия» созданы эти центры, и их главная цель – скриннинговое исследование здоровья детей, выявление факторов риска, пропаганда здорового образа жизни у детей и их родителей.

- Кто попадает к вам на прием? По какому принципу? Почему это бесплатно?

- Попадают к нам дети со всей области, включая Челябинск. Родители тоже поначалу удивляются – почему бесплатно? Сразу думают, а в чем подвох? Бесплатно – потому что за счет средств ФОМСа. Все дети у нас, как известно, застрахованы и имеют медицинские полисы. С этим полисом и надо к нам обращаться. Жителей Челябинска принимает еще один центр здоровья, расположенный на улице Чичерина, 32, на базе детской поликлиники № 8, а приехавших из области – только мы.

- Какого возраста ваши подопечные?

- Мы принимаем всех, кто считается ребенком по стандартам Всемирной организации здравоохранения – от 0 до 18 лет. То есть если человеку 17 лет 11 месяцев и 29 дней – это еще наш пациент. В день 18-летия он переходит во взрослую поликлинику.

- Как вы работаете с детьми? Они к вам приходят? Вы к ним выезжаете?

- И к нам приходят, и мы выезжаем в города и районы области: недавно были в Аргаяшском, Сосновском, Красноармейском районах. Месяц отработали в Полетаево. Через районных педиатров выходим на детские организованные коллективы – в детсады, школы, профтехучилища. Такие наши приезды необходимо вначале готовить – педагоги в детских учреждениях должны получить письменное разрешение родителей на осмотр детей. В Челябинске о нас уже больше знают, чем в области. Зато в сельской глубинке не избалованы врачебным вниманием, поэтому здесь нас особенно хорошо встречают. Родители очень довольны, когда мы приезжаем со своей аппаратурой и обследуем детей.

- Расскажите о ваших технических возможностях – какие вы проводите исследования?

- У нас мобильное оборудование – ноутбуки. Один из них – кардиовизор, на котором делаем кардиограмму, исследуем сердечко ребенка. На отдельном ноутбуке проводим аппаратно-программный комплекс – проверяем состояние психофизиологического здоровья. На третьем портативном компьютере идет определение функций внешнего дыхания, где мы изучаем параметры легких ребенка. С помощью тест-полосок определяем холестерин и глюкозу – это тоже скриннинговая диагностика. Далее проводим психотест. Заключение по итогам этого обследования по всем параметрам здоровья ребенка выдаем в тот же день. Заполняем карты здорового образа жизни. Одна карта остается у нас, а вторую, в сокращенном варианте, отдаем родителям. Если выявили у ребенка какие-то изменения, сразу разрабатываем индивидуальную программу оздоровления, приглашаем к себе повторно, берем этих детей на себя для дальнейшего динамического наблюдения в Центре здоровья. За год работы мы охватываем примерно 3,5 тысячи детей. Таков был план на прошедший год, и мы его выполнили.

- Что показывают ваши исследования? Есть у нас абсолютно здоровые дети?

- Есть, но к сожалению, мало. Из новорожденных только один процент абсолютно здоров, первой группы здоровья. К году этот процент повышается – примерно до 25%, в некоторых территориях – до 27%, в том случае если в течение года мы работаем с этими детьми, выявляем факторы риска, корректируем.

- Где более здоровые дети – в городе или на селе?

- Пока информации не так много, из двухсот тысяч обследованы только 3,5 тыс., и пока, по этим данным, на селе дети более здоровые. Деревенское молоко, сметана, другие продукты, более чистый воздух – все это играет роль. Видимо, все-таки экология играет решающую роль. И нагрузки в мегаполисе большие – загазованность, шум, вибрация. А в деревне более спокойный ритм жизни.

- Медицинская наука интересуется данными ваших исследований?

- Да, конечно. Пока проводят сравнительные исследования – возрастные группы наблюдают, город-село сравнивают, организованных-неорганизованных. Эти исследования идут по всей России, везде открыты Центры здоровья. Информация обобщается.

- Есть какие-то особенности в работе с разными возрастными категориями?

- Совсем маленьких детей – от нуля до четырех лет – на аппаратном комплексе мы проверить не можем, здесь работаем, как обычные педиатры – осматриваем ребенка и беседуем с родителями. Ребенок 5-6 лет тоже вряд ли самостоятельно заполнит анкету и ответит на наши вопросы. Получаем информацию от родителей, даем им советы. С подростками уже легче, они уже понимают значение такого обследования, отвечают на вопросы анкеты. Многие современные подростки хорошо мотивированы на сохранение своего здоровья, они хотят быть успешными. После осмотра класса или группы в училище обычно подводим итоги обследования, проводим с ними лекции, беседы. Выявляем курящих. Бывает, родители не знают, что дети курят. А у нас есть анализатор котинина – тест-полоски.

- А потребителей наркотиков выявляли?

- Пока таких случаев не было. Но здесь, во-первых, никто не даст добро на такое исследование, а из потребителей, если они и есть, никто просто так не признается. С этой категорией сложнее. Почему мы и должны работать вместе с психологами, психотерапевтами, наркологами. Если есть какое-то подозрение, работаем очень корректно – начинаем с психолога, а потом уже, если есть необходимость, направляем на консультацию к наркологу. На консультацию к психиатру в нашу психоневрологическую клинику родителей очень сложно убедить дойти. Все хотят верить, что у их детей нет и не может быть таких проблем.

- Есть ли уже представление – какие проблемы в здоровье детей выходят на передний план?

- Пока точной картины у нас нет, она появится года через два-три, мы еще только накапливаем информацию. На сегодняшний день на первом месте нейропсихологические изменения, высокий фактор риска – незрелость адаптивных реакций ребенка на стрессовые ситуации. При малейшей нагрузке дети теряются – мы видим изменение сердечного ритма в сторону тахикардии или брадикардии. Это факторы риска, которые компенсируются, если правильно подобрать физическую нагрузку и режим. К сожалению, с этим тоже проблемы – наши дети очень страдают от малоактивного образа жизни, от гиподинамии. На втором месте – изменения в сердечно-сосудистой системе, которые показывает наш кардиовизор, и затем уже – повышенный уровень холестерина от неправильного питания.

- А с чем вы связываете то, что психогенный фактор неблагополучия – на первом месте? В стрессе живут наши дети? В семьях напряженная обстановка?

- Да, процент неполных семей у нас сегодня увеличивается, это тоже сказывается на детях. До подросткового периода их психика еще очень неустойчива. Мы наблюдаем гипервозбудимость. Считаем, что это от массы информации, которая на детей обрушивается. Многие дети испытывают нарушения сна – родители жалуются, и расторможенность – педагоги говорят об отсутствии внимания. Это, казалось бы, такие моменты мелкие, но на них надо обращать внимание. Когда ребенок идет в первый класс, и он неусидчив, невнимателен, у него появляются проблемы, все это, как клубок, накручивается, и затем выливается уже в какие-то заболевания психосоматические.

- Вы согласны с тем, что наблюдается некое снижение ответственности родителей за здоровье своих детей? Мне рассказывала моя знакомая, детский доктор с большим стажем, что ребенок плачет на руках у мамы, а у доктора на руках – успокаивается, затихает. Мамочки не слушают и не хотят выполнять рекомендаций врача, считая, что ребенок должен стать здоровым уже от визита в кабинет к доктору.

- Да, мы это тоже наблюдаем. Люди потребительски относятся к медицине. Считают, что мы должны и обязаны. А мы рекомендации дали, а после этого все зависит от того, как ты, мамочка, их выполнишь. Участковые сестры выполняют патронажи, ходят на дом с целью контроля, смотрят, как мама делает массаж, как кормит ребенка, в каких условиях он содержится. Мы говорим о том, что надо повышать ответственность родителей, повышать мотивацию к ответственному материнству.

- Как это сделать?

- Во всех поликлиниках работают Школы здорового ребенка. Я большую часть жизни проработала заведующей детской поликлиникой. Когда-то мы читали лекции для родителей, и были полные залы. Сейчас залы пустые, все общаются в интернете. Но информацию, что есть в сети, надо уметь отфильтровывать – что правильно, что неправильно. Мы с медицинским образованием и то не всегда это можем сделать, а они общаются на форумах между собой и считают, что этого достаточно. Мы сейчас на базе Центра здоровья открываем дополнительные школы, и делаем это специализированно, профильно. Допустим, Школа бронхиальной астмы, Школа здорового питания, Школа диабетиков. Диабет – очень серьезное заболевание, и туда родители ходят. А вот, допустим, в Школу гиподинамии – не ходят, считают, что все хорошо. А у нас есть зал лечебной физкультуры с кардиотренажерами, где мы показываем комплексы ЛФК. Но родители как-то легко относятся к физической подготовке. Тут мы до их сознания еще не достучались.

- А ведь очень много детей с лишним весом, им очень трудно приходится – ровесники дразнят, появляется комплекс неполноценности…

- А это результат чего? Неправильного питания, неправильного режима – гиподинамия. Наследственность, конечно, играет роль, но при правильном режиме и образе жизни можно поддержать сбалансированное развитие ребенка. Я просто удивилась, когда начали говорить с родителями о питании, насколько детей неправильно кормят. Мама грудному малышу запросто может купить в уличном киоске сосиску, жаренную в тесте. А как все любят майонезы – а там же один холестерин! Бывают ситуации, когда мы, врачи, больше заботимся о здоровье ребенка, чем его собственные родители. К примеру, ребенок – инвалид, и мы знаем, что он не может, как все, сдавать ЕГЭ. Мама от нас требует справку, что может. Ей нужен успех ребенка, даже если это во вред его здоровью. То же самое с занятиями спортом. И родителям, и тренеру нужен успех, а здоровье ребенка – на втором плане.

- Мы знаем, что педиатров в нашем городе и в области в целом не хватает. Как вам удалось укомплектовать центр?

- Врачами мы укомплектованы. Сложнее со средним медперсоналом. На каждом рабочем месте рядом с врачом должна быть медсестра, которой и положено выполнять все диагностические процедуры, а задача врача – только обобщать и делать заключение. Сегодня всю работу выполняют сами врачи, потому что дефицит медсестер еще больше, чем дефицит педиатров.

- Какое будущее у вашего Центра здоровья, и у центров здоровья вообще?

- Мы развиваемся, расширяем перечень услуг. В мае этого года получили лицензию и открыли стоматологический кабинет, где принимает врач-гигиенист. Работаем с ФОМСом над тем, чтобы для стоматолога был свой, дополнительный, отдельный тариф. Если гигиенисту-стоматологу работать, как положено, провести полностью санацию рта, чистку зубов, ультразвуком убрать камни и т.д. – на это нужно минут 40, а пока по нашим нормативам – только 20-30 минут. После стоматологических в центрах здоровья уже открываются офтальмологические кабинеты. Мы к этому готовимся. У нас два доктора прошли специализацию по профилактической офтальмологии. Сейчас взрослые центры здоровья получают оборудование за счет федерального бюджета, на детские аппаратуру пока не дали. Это в планах на будущее. А потом, видимо, будет психология. Пока у нас в штате нет психолога, мы направляем на консультацию в поликлиники, но обязательно нужен свой, с учетом того, какие факторы риска на первом месте. Без психолога нам никак.

В целом, центры здоровья – это очень хорошая структура, нужная. Каждому здоровому человеку – и взрослому, и ребенку, надо хотя бы раз в год проходить обследование. А в плане профилактики, консультаций, пользу для здоровья этих центров невозможно переоценить. Мне есть с чем сравнивать – я хорошо знаю ситуацию в обычной детской поликлинике. Когда пришла сюда, мне было настолько интересно и удивительно, что я вроде здесь особо-то ничего и не делаю, а как родители благодарны просто за то, что мы говорим, разъясняем, советуем. На обычном приеме врач до того загружен: у него лавина больных, куча бумажной писанины – с каждым годом контролирующие органы требуют все больше отчетности, – что ни на ребенка как следует посмотреть нет времени, ни поговорить с родителями. А в центре здоровья – совсем иное дело. Они для того и устроены, чтобы мы внимательно смотрели детей, говорили с родителями. Это очень важно. Конечно, такие структуры будут развиваться.

Галина Сергеева