Юрий Четыркин, ректор Челябинской государственной агроинженерной академии: Наш вуз – один из лидеров по количеству полученных патентов на изобретения. Мы подаем до 50 заявок в год

Интервью
4 апреля 2012 года, 07:16

В мае нынешнего года на базе Челябинской государственной агроинженерной академии пройдет совещание представителей сельскохозяйственных вузов Уральского федерального округа. Челябинцы будут делиться опытом по созданию при вузах малых инновационных предприятий в соответствии с законом 217-ФЗ. Легко ли быть первопроходцами, насколько эффективным оказался закон, и когда вузовские ученые начнут зарабатывать на своих изобретениях – в интервью Агентству новостей «Доступ» рассказал ректор ЧГАА Юрий Четыркин.

- Юрий Борисович, Вам действительно есть чем поделиться с коллегами? Сколько создано малых предприятий?

- В России существует 59 сельскохозяйственных вузов, при которых на сегодняшний день открыто 30 малых предприятий. Из них 6 – при ЧГАА, и мы планируем открывать еще.

- Как Вы думаете, это нужный, своевременный закон?

- Закон был принят еще в 2009 году, принимался форсированно, учитывая состояние нашей высшей школы. Конечно, необходимость в нем давно назрела, и замысел очень хороший: создать механизм для использования потенциала высшей школы, для коммерциализации идей, научно-технических решений и изобретений ученых вузов. Мы ждали этого закона, поэтому сразу активно включились в работу. Сотрудники прошли обучение, посещали семинары, тренинги, где нам объясняли, как закон должен работать, с чего нужно начинать. В первый год действия закона мы открыли два малых предприятия, затем еще четыре. В основе деятельности каждого предприятия – интеллектуальная собственность наших ученых.

- А идей, изобретений много?

- Наш вуз всегда занимал одно из лидирующих мест по количеству полученных патентов на изобретения, полезных моделей. Мы подаем до 50 заявок в год.

- Расскажите о малых предприятиях (МП) вашего вуза.

- Сначала мы их открыли два. Первое – по использованию пленочных электронагревателей, изготовленных с применением нанотехнологий, для отопления животноводческих ферм, объектов социальной сферы. Их применение снижает энергопотребление в несколько раз по сравнению с традиционными способами отопления. В основе изобретения – низкотемпературное инфракрасное излучение. Эти разработки уже внедрены в хозяйствах области силами сотрудников этого малого предприятия: только в Кунашакском районе запущено в эксплуатацию 15 объектов. Второе предприятие – по разработке технологии и установки для утилизации птичьего помета и изготовлению удобрения на его основе. Просто помет дает прибавки урожая только на основе азота, а с добавками, которые с помощью этой установки можно вносить, будет полноценное удобрение. На сегодняшний день около 30% работы по созданию этой установки уже выполнено. К августу мы рассчитываем запустить ее в работу и получить конечный продукт.

Еще одно предприятие – выпуск приборов для безразборной диагностики двигателя. С помощью этого прибора можно оценить состояние, ресурс мотора, отклонения в его работе. Новые технологии и агрегаты по возделыванию картофеля тоже создадут с помощью МП. Это будет посадочный агрегат – более энергоэффективный, экономичный и высокопроизводительный по сравнению с ныне существующими, и новое техническое решение.
Используя ту же технологию инфракрасного низкотемпературного излучения, как в пленочных электронагревателях, можно создать энергосберегающий сушильный агрегат для мелкосеменных растений – укропа, петрушки, моркови и т.д. Сушка незаменима для производства лекарственных трав, потому что позволяет удалить ненужную влагу и сохранить полностью все витамины и ценные минералы. Созданием этого агрегата и технологий занимается отдельное МП. Планируем в августе на областной сельскохозяйственной выставке-ярмарке эту новинку продемонстрировать.

Одно из последних по времени создания МП разрабатывает аэродинамическую установку для смешивания кормов для животных. На это изобретение тоже есть патент. Установка может создавать смеси из любого количества компонентов. Будет разработана компьютерная программа, с помощью которой можно обеспечить не просто равномерность подачи, а точную дозировку компонентов, их процентное соотношение. Сейчас смешивание происходит практически на глазок, а ведь качество кормов прямо сказывается на надоях и привесах. Можно будет создавать полнорационное питание для животных с точно заданными параметрами.

- После того как опытный образец или полезная модель со всеми чертежами, конструкторской, научно-исследовательской документацией созданы, описаны технологии, что дальше?

- Либо продадим эту интеллектуальную собственность вместе с чертежами и опытным образцом представителям бизнеса, чтобы они производили и распоряжались по своему усмотрению, либо сможем наладить производство сами, своими силами. Посмотрим, что нам будет выгоднее.

- Расскажите подробнее, как это все на практике работает. Учредителем малых предприятий является вуз?

- Закон позволяет уже на стадии создания малого предприятия привлечь соучредителя из числа инвесторов, но мы пошли по другому пути: наша академия – единственный учредитель. С авторами изобретений заключен договор на вознаграждение, но они его получат, когда изобретение будет по- настоящему коммерциализировано, то есть появится конечный продукт, который кто-то купит.

- Как оценить, сколько стоит изобретение?

- Если до 300 тыс. рублей, оценить может ученый совет вуза, если больше – оценивать уже должны эксперты. А ведь интеллектуальная собственность может и миллион стоить, и соответственно надо платить экспертам. Пока мы оцениваем сами. Наши изобретатели согласились с тем, что согласно договорам они будут получать свой определенный процент после внедрения изобретения. Для них это неплохая мотивация. И мы решили пока не выходить за пределы той стоимости, которую можно определить решением ученого совета. Хотя, может быть, продукт и дороже стоит. Думаю, мы разработаем механизм оценки и компенсации.

- Какие деньги на начальном этапе имеет малое предприятие?

- Минэкономразвития Челябинской области принимает наши заявки и выдает в виде гранта по 500 тыс. рублей каждому предприятию в качестве стартового капитала. Важно, что наши интересы отстаивают министерство сельского хозяйства и губернатор Челябинской области Михаил Валериевич Юревич. Спасибо им за это. Но эти полмиллиона даются не так просто – а с условием в течение года после получения гранта заработать свои деньги. Наши первые два малых предприятия это условие выполнили. Они заработали уже по 200 тыс. У остальных год пока не истек. Кроме того, одно из наших предприятий получило еще миллион из фонда Бортника. Мы планируем использовать возможности этого фонда еще для некоторых предприятий. Будем готовить и подавать заявки. Здесь важно экономически обосновать и доказать целесообразность создания интеллектуального продукта.

- Насколько легко ваши ученые, изобретатели становятся менеджерами, руководителями этих предприятий?

- Необязательно сам изобретатель становится руководителем. Его дело – думать, изобретать, осуществлять авторский надзор за внедрением своих изобретений, а бумажную работу выполняют другие. Со стороны мы никого не берем, все работники вновь созданных предприятий – наши преподаватели, сотрудники, аспиранты, и даже студенты. Легко ничего не дается. Раньше же у нас этого не было. Давали деньги на НИИОКР, мы исполняли, отчитывались – и все. В советское время изобретатель получал свои 50 рублей, но до внедрения дело редко доходило. Сегодня изменяется ситуация. Появилась возможность реализовать изобретение, а значит, получить достойное вознаграждение. Хорошо, что работники вузов получили возможность дополнительного заработка. В этих малых предприятиях создано больше 30 новых рабочих мест.

- Сам процесс создания малого предприятия сложный? Есть ли какие-то налоговые льготы?

- Процедура создания обычная, как и для любого другого ООО. Льгот нет. Формы отчетности – те же, что и для всех предприятий. Не дает закон права работать по упрощенной системе налогообложения, а было бы гораздо удобнее. Ведь это не купи-продай, не простой бизнес, а наука! И еще парадокс: создаваемое малое предприятие – наше на 100 процентов, наши сотрудники, наши площади. Но – мы должны эти площади ему сдать в аренду и взять с него за это деньги! У себя из одного кармана взять и положить в другой. Вопросов пока еще много.

- А как в мире решается эта проблема – коммерциализации изобретений? Как находят инвесторов? Что Вы об этом знаете? Нельзя опыт перенять?

- Вот на днях у нас были представители Японии по проекту «Зеленый огород» – выращивание зеленных культур на основе гидропоники. Мы восемь месяцев над этим работали и сейчас можем заявить японцам, что разработали свои технологии и свои рекомендации по улучшению этого гидропонного метода…

- А с чего начался этот проект и в чем именно ваше участие? Разработка японская?

- Предложение прозвучало на совещании губернаторов УрФО, где было предложено разрабатывать технологии по выращиванию зелени, овощей в закрытом грунте. У нас же не только Южный Урал – зона рискованного земледелия, но и все области округа. Мы начали работать, партнеры – представители компании «Espec corp». На тот момент у нас уже были совместные разработки с хозяйством «Тепличный», это для нас было не ново. Были и опыт, и рекомендации, и технические решения. Но в данном случае было задание – адаптировать их раствор к условиям Южного Урала. В Японии и влажность другая, и вода более жесткая. Нам предложили провести мониторинг и определить экономическую эффективность. Например, за определенный вегетационный промежуток получить определенный урожай. Из этого будет складываться себестоимость. Все это мы сделали: исследования по освещенности, анализу воды, – дали свои рекомендации представителям японской стороны. Наша задача в работе проекта – рекомендации, контроль правильности применения технологий, обучение обслуживающего персонала. В итоге получился успешный проект: эти установки можно разместить на очень малой площади, на нескольких квадратных метрах, и выращивать зелень круглый год непосредственно в санатории, детском саду или школе, в любой столовой.

- И как же сотрудничают в Японии бизнес и наука?

- В рамках работы над этим проектом у нас состоялся круглый стол. Профессор Симидзу из университета Киото прочитал лекцию, рассказал о своем опыте. У них традиционно действует тройственное соглашение между бизнесом, производством и наукой. Бизнес передает науке финансирование для решения каких-то проблем, как бы часть своих задач, и направляет на это средства. Схема правильная, я думаю, она придет и к нам, в Россию.

Записала Александра Сергеева