Станислав Мошаров, глава Челябинска: Городам-миллионикам нужен особый подход

Интервью
24 ноября 2011 года, 10:20

В южноуральской столице в рамках привлечения иностранных инвестиций для создания на территории муниципалитета новых современных производств, рабочих мест и услуг активно ведутся переговоры с зарубежными бизнесменами. О том, какие результаты уже достигнуты и что еще предстоит сделать руководству областного центра, Агентству новостей «Доступ» рассказал глава Челябинска, председатель городской Думы Станислав Мошаров.

ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ, КАК МОСКВА…

- Станислав Иванович, не так давно Вы посетили национальный инвестиционный форум, посвященный роли муниципалитетов в экономике государства, и на пленарном заседании выступили с докладом, в котором предложили сделать акцент на развитии городов-миллионников. Чем обусловлено такое внимание?

- В ходе пленарного заседания мы говорили не только о роли городов-милионников в жизни страны, но и о том, чего им не хватает, и как на самом деле происходит формирование бюджета.

Дело в том, что на муниципальный уровень передается достаточное количество полномочий, но они не всегда финансово обеспечены. Поэтому иногда завышенные ожидания от муниципалитетов вытекают в недовольство.

В настоящее время городские поселения и крупные города-миллионники не разделены законодательно – ко всем сейчас существует одинаковый подход. Более того, даже города-миллионники живут по-разному – уровень обеспеченности в муниципалитетах отличается, порой значительно. Так, в Москве он составляет 110 тыс. рублей на жителя, в Санкт-Петербурге – около 74 тыс., в Челябинске же – 20 тыс. рублей на жителя. При этом полномочия у всех муниципалитетов одинаковые, в связи с чем у городов возникают абсолютно разные возможности и уровни исполнения.

- Что нужно для выхода из такой ситуации?

- Необходимо на законодательном уровне закрепить за муниципалитетами определенную бюджетную обеспеченность. Тогда и Челябинск, и Москва, и Санкт-Петербург, и Новосибирск смогут выполнять свои полномочия одинаково качественно.

Конечно, нам хотелось бы жить, как Москва с ее обеспеченностью в 110 тыс. рублей на жителя, тогда бы исполнение полномочий осуществлялось иначе. Хотя за Челябинск, честно говоря, не стыдно – благодаря помощи из региональной казны весь бюджет города приблизился к 26 млрд. рублей. Причем собственные доходы – 13,7 млрд. рублей.

Однако в законодательном плане такая помощь не закреплена – все построено на отношениях города и региона: там, где есть недопонимание между органами власти разных уровней, присутствуют и субъективные факторы, которые могут отражаться на качестве жизни в городских поселениях.

Подчеркну, к городам-миллионикам нужен особый подход, потому что именно здесь можно создать зоны опережающего роста, и тогда они смогут «тащить» себя сами: появятся новые экономические связи, сектора экономики, а регионы будут обеспечены квалифицированными кадрами.

КАДРЫ ЕСТЬ – НУЖНО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

- Станислав Иванович, сейчас в Челябинске активно идет работа по привлечению инвестиций. Что делается в этом плане, и каких результатов уже удалось достичь?

- Мы создали комфортные для инвесторов условия и готовы предоставить на муниципальном и региональном уровнях все возможные в российском законодательстве преференции.

Так, тем, кто намерен организовать в муниципалитете собственное производство, мы предлагаем подготовленные площадки со всей подведенной инфраструктурой, в частности, на территории бывших заводов «Станкомаш» и АМЗ. Если говорить о размещении производства в черте Челябинска, то оно должно быть экологически чистым.

В качестве яркого примера такого сотрудничества могу привести компанию «Эмерсон», которой решено выделить площадку под производство измерительных приборов – здесь создадут более тысячи рабочих мест.

Еще одна мера поддержки – административное сопровождение. Многих инвесторов отпугивают административные проволочки и преграды проверяющих и разрешающих органов. Мы сопровождаем инвесторов на всех стадиях, начиная от регистрации и заканчивая переговорами со всеми проверяющими органами.

Также важно, чтобы власти находились в постоянном диалоге с инвесторами. Наша главная цель, к которой мы стремимся, – сделать успешными приходящие к нам инвестиции. Так как успешные инвестиции, оправдывающие финансовые ожидания сторон, притягивают других инвесторов.

- А применяете ли такую практику, как «офис с нуля»?

- По распоряжению губернатора Михаила Юревича в Челябинске открывается ряд технопарков, в которых использованы все преимущества современных информационных технологий для развития бизнеса. В настоящее время этим вопросом занимается министерство промышленности Южного Урала. Могу точно сказать: условия для развития IT-технологий в Челябинске есть. Недавно мы узнали, что в южноуральской столице базируется IT-компания, которая работает на английскую корпорацию. При этом англичане, прежде чем открыть здесь такое предприятие, самостоятельно провели объемное маркетинговое исследование, после чего решили закрыть свои офисы в других странах и сделать упор именно на Челябинск.

Получается, что необходимые кадры у нас есть – для эффективной работы нужно только помочь им: создать условия для успешного старта.

- Кроме сферы IT-технологий, какие еще технопарки планируется создать?

- В настоящее время мы изучаем потребность в развитии тех или иных направлений. На мой взгляд, в первую очередь нужно сделать упор на металлообработку.

У нас очень много предприятий, которые занимаются первым переделом металла. Однако дальше он уходит куда-то на сторону и возвращается уже в виде высокотехнологичного продукта. Разумно было бы и третий, и четвертый переделы также размещать на территории Челябинска. Это выгодно и с точки зрения логистики.

- Говоря о логистике, нельзя не упомянуть отмену в России таможенных границ с Белоруссией и Казахстаном с 1 июля 2011 года. А в 2012 году все три страны образуют и единое экономическое пространство. Какие перспективы это открывает для Челябинска?

- У нашего города достаточно выгодное географическое положение – он находится на стыке Европы и Азии, а сама Челябинская область граничит с Казахстаном, входящим в Таможенный союз.

Сегодня рынок, который мы предлагаем инвесторам, включает территории не только России, но также Белоруссии и Казахстана, а это более 150 млн. потребителей. Кроме того, вскоре в Таможенный союз могут войти другие государства Средней Азии, такие как Узбекистан и Таджикистан. К примеру, население того же Узбекистана составляет более 28 млн. человек, что достаточно для создания конкурентной среды и условий для потребления.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ ИНАЧЕ СМОТРЯТ НА «ДЛИННЫЕ» ДЕНЬГИ

- Станислав Иванович, одним из последних визитов иностранных инвесторов в Челябинск стал приезд словацких бизнесменов. К каким результатам привели переговоры?

- На данный момент создана рабочая группа для дальнейшей проработки конкретных вопросов. Словацкая сторона намерена заняться малой энергетикой – предприниматели готовы создавать в Челябинске мощности производства электроэнергии и тепла объемом 25 мегаватт. Такая мощность была заявлена для начала, чтобы укрепиться на местном рынке. Инвесторы планируют строить локальные котельные, либо газопоршневые станции или мини-ТЭЦ.

- В каких сферах они будут применяться?

- В первую очередь, на муниципальных предприятиях. К примеру, такая организация, как ПОВВ (МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения». – Прим. АН «Доступ»), потребляет электроэнергию в достаточно больших количествах, в связи с чем городские власти вынуждены включать эти расходы в тарифные составляющие, в частности в себестоимость воды, и они перекладываются на плечи потребителей. Если поставить на очистных сооружениях локальную газопоршневую станцию, то стоимость электроэнергии, по нашим расчетам, снизится минимум в 1,5 раза, что приведет к сокращению затрат. Полученную же разницу мы сможем потратить на муниципальные нужды, например, на модернизацию системы водоснабжения.

- А когда словаки планируют начать строительство таких локальных источников электроэнергии?

- Пока мы ждем от них проектно-сметную документацию и технико-экономическое обоснование проектов. Отмечу, что на самоокупаемость данные проекты выйдут в течение пяти-семи лет – инвесторы вряд ли пойдут на более длинные деньги. Хотя иностранные бизнесмены иначе смотрят на инвестиции в отличие от россиян, которые хотят получить прибыть в короткие сроки. Иностранные инвесторы при заключении долгосрочных проектов учитывают экономическую стабильность в стране и отдельно взятых регионах.

- На Ваш взгляд, насколько эффективны поездки делегаций за рубеж?

- Они достаточно продуктивны. Во время визита в США, помимо переговоров с инвесторами, мы посмотрели, как устроено городское хозяйство в тех или иных муниципалитетах, и еще раз убедились в том, что мы на правильном пути, когда говорим о разграничении территорий по благоустройству.

В Америке, в том же Чикаго, вся территория муниципалитета приведена в порядок, четко разграничена и закреплена за субъектами, которые несут ответственность за содержание своей территории. Но есть и муниципальные земли, которые при возникшем дефиците бюджета очень быстро стали неухоженными и выбились из общей картины. У местных властей просто не было денег за ними следить.

БУДЕМ СОЗДАВАТЬ ПРЕЦЕДЕНТЫ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ

- Власти Южного Урала сейчас намерены перенять этот опыт благоустройства, и Челябинск станет первым, где будет разработана соответствующая нормативно-правовая база. Какая работа уже ведется в гордуме?

- В челябинской Думе создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации города, управляющих компаний и обслуживающих организаций. Первое заседание намечено на 1 декабря 2011 – на нем будут рассмотрены новые предложения по изменению правил благоустройства: содержания газонов, автобусных остановок, функционирование наружного освещения. Это все прописано в уже существующих правилах благоустройства. Но время идет, и появляются некоторые нюансы, которые нужно учитывать.

Тот подход, о котором говорил губернатор Михаил Юревич, должен быть реализован в новых правилах разграничения и закрепления территорий. Сейчас федеральное законодательство не предусматривает иных форм взаимодействия муниципалитета с арендаторами и собственниками в плане благоустройства, кроме добровольного начала. В связи с этим мы совместно с Законодательным Собранием Челябинской области прорабатываем вопрос об ответственности за содержание «своей» территории на законодательном уровне. В ближайшее время выйдем с этой инициативой в Федеральное Собрание РФ.

Первым делом необходимо определить принцип, по которому территория будет закрепляться за различными субъектами. На данный момент мы уже внесли в ЗСО два варианта законопроекта о благоустройстве.

- Какие основные задачи стоят перед рабочей группой?

- Она будет постоянно действующей и планирует заниматься техническими нюансами. Кроме того, необходимо усиливать работу административных комиссий. К примеру, на сегодня одной из проблем в Челябинске является несанкционированная расклейка объявлений. В каких местах они у нас только ни появляются – даже на деревьях. Законодательная база сегодня нам не позволяет в массовом порядке наказать распространителя, но такая работа ведется, и мы будем создавать судебные прецеденты, чтобы наказывать таких нарушителей.

- Еще один пункт благоустройства города – фасады. В гордуме этим вопросом также занимается специальная рабочая группа, которая разработала Концепцию единого образа Челябинска. Как планируется ее реализовывать?

- На одном из последних заседаний Думы мы приняли решение о содержании фасадов зданий в Челябинске – в нем мы прописали порядок приведения города к единому облику. Так, в скором времени будут созданы паспорта фасадов домов – это основополагающий документ, в соответствии с которым будет создаваться внешний облик здания, и уже невозможно будет каким-то образом его переоборудовать, к примеру, построить балкон. Особенно это касается исторических зданий в центральной части города.

Кроме того, единые нормы в архитектуре будут закреплены и в градостроительном регламенте.

- Станислав Иванович, в Челябинске появилось еще одно здание, которое в темноте теперь подсвечивается современной иллюминацией. Это Свято-Троицкий храм, историческое здание с оригинальной архитектурой, которое теперь выгодно выделяется в темное время суток. Такая архитектурная подсветка как раз является одним из направлений концепции архитектурно-художественного облика города. Какие еще сооружения предстанут челябинцам в новом свете?

 

- Чтобы установить на каждом здании архитектурную подсветку, муниципальных денег не хватит. Да это, наверное, и неправильно. Мы показали пример, однако у зданий есть владельцы, которые должны заботиться о внешнем облике своих объектов. К этому процессу должны подключиться предприниматели. К примеру, архитектурный ансамбль на Театральной площади был полностью подсвечен за счет частных инвесторов.

Только за последний год в южноуральской столице, кроме Свято-Троицкого храма, архитектурно-художественная подсветка появилась на зданиях Публичной библиотеки, драмтеатра, правительства области, городской администрации и Челябэнерго. В ближайших планах еще несколько муниципальных объектов.

На первом этапе хотим сделать визуализацию главной улицы Челябинска – проспекта Ленина. Вся подсветка будет из энергоэффективных материалов, которые не требуют больших расходов в эксплуатации. На данный момент мы привлекли специалистов, планируем заинтересовать еще и студентов архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ и других вузов, чтобы они на конкурсной основе поучаствовали в разработке проекта.

Подчеркну, что здания должны стать единым архитектурным комплексом. Сначала продумаем общую визуализацию, далее под нее будет делаться конкретный проект.

Беседовала Дарья Поникарова