Марат Ахатов, председатель благотворительного фонда «Юлдаш»: Нужно, чтобы традиции продолжались!

Интервью
16 ноября 2011 года, 12:57

Татары и башкиры – это народы, исторически проживающие на территории Челябинской области. Свои традиции они поддерживают в рамках различных национально-культурных центров. Однако помимо них, на Южном Урале существует еще и благотворительный фонд для лиц татарской и башкирской национальности «Юлдаш». О том, для чего он создан и чем сегодня занимается, рассказал Агентству новостей «Доступ» его председатель Марат Ахатов.

- Марат Шамильевич, почему у вас фонд и для татар, и для башкир? Обычно у разных народов разные организации…

- Мы решили их не разделять. Все-таки у нас схожие языки и культуры. Сам я татарин.

- Чем вы от других организаций отличаетесь? Раз у вас фонд, значит, благотворительной деятельностью занимаетесь?

- Да, ведем такую деятельность. В этом году проводили елки для детей из малоимущих семей, выдавали им бесплатные подарки. Министерство социальной защиты нам помогло их предоставить. При нашем фонде действует творческий коллектив «Юлдаш», мы с ним ездим с концертами и участвуем во всех мероприятиях министерства культуры, Дома дружбы народов и конгресса татар. В октябре 2010 года мы провели фестиваль татарского кино. В 2011 году с октября по ноябрь месяц проводится второй фестиваль татарского кино совместно с Домом дружбы. Надо отметить, что Дом дружбы народов Челябинской области оказывает нашему фонду большую помощь

- Вы кино снимаете?

- Нет, оно снимается на киностудии в республике Татарстан. Ценно, что в кино герои говорят на татарском литературном языке, в то время как в быту мы чаще используем разговорный вариант. Все смотрящие эти фильмы слышат литературную красивую татарскую речь. На фестивале представлены не только художественные фильмы, но и фильмы о национальной культуре Татарстана, его религиозных учреждениях.

Особенностью этого фестиваля стал показ фильмов по произведениям нашего знаменитого татарского поэта Габдуллы Тукая. В нашем прокате есть также документальные фильмы о жизни и творчестве самого поэта.

- Как долго существует фонд? Кто его организовал?

- Фонд существует девять лет. Его создала ныне покойная Жамиля Маврина в 2002 году. Она хотела поднять татарскую и башкирскую культуру, чему учила всех нас.

- Как Вы поднимаете культуру?

- Много сил было положено для создания музея истории культуры народов Южного Урала на базе педагогического университета. Здесь же мы проводим вечера, праздники, на которых знакомим посетителей со старинными народными традициями и обычаями. В этих мероприятиях принимает участие наш творческий коллектив.

- Сколько человек задействовано в работе фонда?

- Сейчас постоянно работает 14 человек. Нас мало, никто не хочет на бесплатных условиях работать, да и средств у нас немного – есть только спонсорские...

- Многие национально-культурные центры испытывают недостаток молодых людей. У вас, вижу, такой проблемы нет. Вам сколько лет? Почему Вы решили взяться за такую общественную деятельность?

- Мне 26. Вопрос национальной культуры меня сильно волнует. Нужно, чтобы развивалась культура, чтобы традиции продолжались. Чтобы народ и молодежь знали свой язык и обычаи. Ну, и плюс ко всему я пишу кандидатскую диссертацию о татарском населении Челябинской области в постсоветский период. По инициативе нашего фонда и при поддержке конгресса татар Челябинской области мы открыли группу по изучению татарского языка в ЧГПУ.

- Много желающих позаниматься?

- Ну, идут люди – 20 человек уже у нас в группе.

- А зачем им это надо? Чтобы между собой общаться?

- У каждого свои мотивы. Многим интересно вникнуть, по-настоящему войти в свою культуру. У нас колоритный народ, красочные традиции и праздники. Вот, например, сабантуй – очень веселое мероприятие. Там и концертная программа, и борьба куреш, и выставка юрт, и национальные блюда.

- А вы сабантуи организуете?

- Я принимаю участие, но основные организаторы – это министерство культуры, Дом дружбы народов, конгресс татар, башкирский курултай. Несколько лет назад фонд приобрел юрту, и мы в ней каждый год принимаем почетных гостей.

- Что за юрта? Это такой домик?

- В юртах жили кочевые народы. Среди них было и башкирское население. Это круглое помещение, обшитое войлоком. В старину в центре находился очаг, а у нас – дастархан с угощениями. На полу стелется ковер, а по бокам кладутся подушки.

- Чем еще занимаетесь?

- Проводим экскурсии для школьников. Приглашаем их в татаро-башкирскую библиотеку и рассказываем о традициях нашего народа. В основном, конечно, принимаем участие в событиях.

- Благодаря чему татары и башкиры так дружно все организуют?

- Скорее всего, люди реально болеют за свою культуру, чтобы она не исчезла.

- Но она, по-моему, и не думает исчезать…

- Нет, была такая тенденция в нашем педуниверситете. До 2005 года группа по изучению татарского работала, а потом был такой период , что народ просто туда не шел, неинтересно стало. А сейчас – не знаю, что произошло, но люди активизировались. Мода, может, появилась…

- Есть планы на будущее какие-то у фонда?

- Мы собираемся проводить детскую чайхану. Детей будем вовлекать в нашу культуру. В организации и проведении нам поможет Дом культуры «Смена». В Челябинске еще никто не проводил такого мероприятия для детей. Многие родители, к сожалению, не знают своего языка и культуры. Не во всех семьях детей приучают к родному языку и культуре, а это необходимо делать с малых лет.

- Чему у вас другие народы могли бы поучиться?

- Сплоченности. Вот недавно «Татарочка» прошла – первый масштабный национальный проект! Раньше такого не было. Думаю, надо всем народам, которые проживают на Южном Урале брать пример с татарского и башкирского населения по сплоченности двух наций.

- Как Вы относитесь к тем, кто равнодушен к своей культуре?

- Пытаемся их вовлечь в нее. К нам даже русские приходят и тоже участвуют в мероприятиях, поют на татарском языке. Им это просто интересно. У одной женщины муж – татарин, вот она и решила познакомиться с его языком и традициями. Уже почти десять лет она с нами.

- Есть сложности, которые хотелось бы преодолеть?

- Ну, прежде всего, мы не можем выехать куда-то, у нас нет транспорта. Нет у нас и финансирования. Сейчас надо менять костюмы, а сшить мы их не можем, потому что это дорого. Один костюм стоит около десяти тысяч.

Беседовала Ольга Плеханова