Владимир Пертия, руководитель грузинского национально-культурного центра Челябинской области: Грузины — как форель!

Интервью
21 октября 2011 года, 11:18

В Челябинской области проживает около 1,5 тыс. грузин, и этот кавказкий народ ведет на Южном Урале заметную и яркую жизнь. При поддержке министерства культуры Челябинской области и Дома Дружбы народов существует грузинский национально-культурный центр. О том, какая работа в нем ведется и как себя чувствуют грузины на Южном Урале, Агентству новостей «Доступ» рассказал председатель правления общественной организации и видный грузин Владимир Пертия.

- Владимир Доментьевич, как Вы оказались в Челябинске?

- Я живу в Челябинске еще с советского времени, с 1985 года. СССР был для нас родной страной. Тогда у меня было желание выучиться в университете марксизма-ленинизма здесь. Хотел продвинуться по партийной линии, сделать карьеру. Думал, поучусь и вернусь на родину в Абхазию, в Гагры. И как раз в то время, когда я уже собирался ехать домой, случился политический конфликт. Я потерял дом в Абхазии, и мне некуда было возвращаться. Приехала в Челябинск жена, и мы тут с детьми стали жить.

- Почему возглавили национально-культурный центр?

- В 1995 году мы создали грузинский центр. В то время это было необходимо. Грузины по всему миру ходили, но с Россией еще с советских времен были связаны. Из Абхазии сюда приезжало много беженцев, которые нуждались в помощи. Мы помогали с регистрацией, пропиской, работой. Направляли людей, находили связи. У грузин постоянно свои какие-то совместные дела – даже похороны надо всем вместе проводить. Центр был нужен, чтобы мы могли здесь соблюсти свои традиции и обычаи. Мы вместе отмечаем все радостные и грустные события. Дети рождаются – их надо крестить, обучать языку, хореографии. Существуют грузинские кружки – танцы, классы, борьба. Здешние грузины – это лицо нации. Мы стараемся, чтобы у людей оставались хорошие впечатления от знакомства с нами.

- Какие проблемы у грузин в Челябинске?

- Проблемы у всех есть, не только у грузин. И у русского , и у башкира, и у татарина… То место работы, то конкуренция, то разные ситуации. Мы стараемся не создавать другим проблем, и свои сами перевариваем. Друг другу помогаем.  Народ челябинский любим. У нас тут появилась вторая родина. Некоторых мы тут даже хороним. Другой земли нет. Ценим народ и отношение к нам.

- Где вы собираетесь?

- У нас есть помещение на Красноармейской, но мы бы хотели иметь в частной собственности хозяйственный дом, который бы соответствовал уровню города и там создать грузинский центр. У нас есть грузинская кухня – ресторан, есть залы, кружки, комната заседаний. Не хуже, чем у других культурных центров. К нам приходят вообще-то все, не только грузины. Мы стараемся быть полезными обществу.

- А много грузин сейчас приезжает в Челябинскую область?

- Года два-три я вообще не видел приезжих. В основном, тут те, кто давно остались. Но все могут прийти к нам и познакомиться, мы будем с ними рады встретиться.

- Чем еще занимаетесь?

- Бывает, что нарушаются права человека. Когда кто-то незащищен, его всегда можно задавить, затоптать. Чтобы этого не случилось, мы стараемся помогать, советовать. Мы стоим на защите своего народа.

- С Грузией поддерживаете связь?

- Сейчас уже два-три года туда не ездил. Но связи поддерживаю – меня знают. У меня запланирована командировка.

- Чем грузины в Челябинской области занимаются?

- Грузины уже все перемешались. Кто учится, кто врач, кто в строительстве работает. За три десятилетия мы уже ассимилировались. Занимаются тем же, чем и другие челябинцы.

- Как дома культуру грузинскую поддерживаете? Жена ведь у Вас русская…

- Грузинскую кухню жена хорошо знает, язык тоже. Дети стараются папу не обидеть и грузинский на уровне «тройки» знают. Не потеряются в Грузии.

- Детям, наверно, хочется в Грузию съездить?

- Сам хочу в Грузию поехать. Грузины, как форель! Эта рыба, которая в океане находится всю жизнь, но всегда возвращается на свою родину – в горные реки, в скалы, наверх. Сколько препятствий проходит, но всегда возвращается туда, где родилась, чтобы размножаться или умереть. Такое же желание у грузин, у меня тоже такая мечта. Родина тянет.

- Как себя ведут грузины при встрече на улице? Узнаете друг друга?

- «Гамарджоба», – говорим сразу. Это такое грузинское приветствие. Вот по-русски мы говорим «здравствуй», когда желаем здоровья человеку, а грузины желают друг другу победы.

- Поете грузинские песни или танцуете лезгинку, когда веселитесь?

- После третьего стакана петь не могу, но от танца не удержусь. Лезгинку могу станцевать и побарабанить люблю. Дома держу барабан. Иногда сам стараюсь учить детей, как танцевать. А вот к пению у меня не было таланта с детва. Когда ребята собирались петь, и я пел, но мне всегда говорили – погоди… намекали, что лучше мне помолчать. Всю жизнь жду, когда у меня голос появится, а он не приходит. Но я не обижаюсь, что Бог дал, то и надо использовать. Когда с друзьями собираемся – танцую, меня хвалят, но уровень у меня, конечно, любительский.

- Зачем нужно знать свою культуру?

- Это багаж жизни. Чем больше ты знаешь, тем ты богаче. Мы, грузины, обязаны не только свое знать, но и русскую культуру. И нам приятно, что мы можем русским что-то свое показать. Это обогащает народ. У нас есть гостеприимство. Гостя как божественного человека принимают. Он на всю жизнь остается другом для грузинского народа. Мы стараемся выложиться в этом деле. Недавно меня русский человек встретил и рассказал, что в горы ходил на Кавказе много лет назад. Вместе с другими русскими туристами спустился с гор в поисках магазина, чтобы купить хлеб, но магазина не нашел. И тогда спросили у местного жителя, где можно хлеб купить. Грузин завел их в свой дом – накрыл стол, напоил, накормил, а потом хозяйка подарила свой домашний испеченный хлеб. Вот такое поведение грузин нам приятно, оно красит. Процентов шестьдесят грузин так бы и поступили. Если делаешь добро, то не жди ничего в ответ. Ответ, может, получит другой человек через много лет.

Беседовала Ольга Плеханова