Исламудин Раджабов, руководитель таджикского национально-культурного центра «Сомониен»: Главное — быть нужным России

Интервью
19 октября 2011 года, 15:15

Челябинская область признана таджиками одним из лучших мест для работы и проживания. Согласно данным миграционной службы, около 10 тыс. уроженцев Таджикистана пребывает на территории региона постоянно, а 20 тыс. временно. То есть 30 тыс. таджиков находятся на Южном Урале каждый год. Кроме того, в Челябинской области существует национально-культурный центр «Сомониен», который работает при активной поддержке министерства культуры Челябинской области и Дома Дружбы народов. О мечтах и планах таджиков, а также о деятельности этой организации в южноуральском регионе Агентству новостей «Доступ» рассказал председатель совета центра «Сомониен» Исламудин Раджабов.

- Исламудин Асоевич, почему Вы решили возглавить таджикский национально-культурный центр?

- Это вопрос очень сложный. Первоначально, когда организация была создана в 2002 году, меня вызвали в совет, но я не приехал. Считал, что это преждевременно. Многие люди, которые входили в состав, были не готовы. Было трудно выбрать руководителя. В 2005 году на учредительной конференции таджикского народа меня избрали.

- Почему выбрали именно Вас?

- Люди слышали, что в Таджикистане я являлся руководителем производственного предприятия. Потом много лет работал в комсомоле с молодежью. Если кому-то в Челябинске надо было помочь с переводом, проконсультировать, я всегда был готов идти хоть куда, находил время, чтобы заниматься проблемами земляков.

- А какой работой Вы занимаетесь? Как в Челябинске оказались?

- Я предприниматель. У нас система торговли. В 1995-96 годах мы начали возить из Таджикистана сюда репчатый лук. Первое время не получалось зарабатывать, но потом дело пошло. С 1999 постоянно живу в Челябинске. До 2006 года ни разу в Таджикистан даже не выезжал. В 2000 году всю семью сюда перевез. Думаю, мы здесь навсегда.

Теперь занимаюсь оптовыми поставками и розничной торговлей фруктов и овощей, также мы организовали предприятие восточной кухни. Кафе называется «Сомониен». Многие там побывали, говорят, что очень вкусно. Там работают мои замляки. Со мной больше 20 человек постоянно трудятся. Иногда количество человек увеличивается.

- Получается, что у Вас бизнес тесно связан с работой общественной организации?

- Я держу свой офис. Все, что необходимо для содержания общественной организации, это мой личный расход. Бывает, у меня спрашивают, куда лучше пойти работать. Даю советы. Знаю порядочных и законопослушных работодателей. Я помогаю составлять договоры. Если чувствую, что где-то обман, отговариваю.

- Откуда Вы сами знаете, куда идти, а куда нет?

- Я являюсь постоянным членом совета при миграционной службе Челябинской области. Там тоже дают список надежных работодателей. Не было такого, чтобы они кого-то обидели, не заплатили. Они постоянно под контролем.

- А чем еще, помимо поиска работы, занимаетесь?

- Мы сохраняем культуру и оказываем содействие таджикам, оказавшимся в трудных жизненных условиях. Защищаем национальные интересы и населения. Ежегодно участвуем в десятках мероприятий на территории региона. Отмечаем памятные даты вместе с челябинцами. В 2007 году у нас прошла встреча с президентом Республики Таджикистан на территории Челябинской области. Мы ежегодно проводим Навруз. Постоянно участвуем в Дне защиты детей, Дне Победы, Дне военно-морского флота, общегородском политическом вернисаже. По мере возможности в школах проводим мероприятия, детским домам помогаем. Организуем курсы таджикского языка для детей.

- Зачем таджикам изучать таджикский? Разве они и так его не знают?

- Дети, которые родились здесь, тоже нуждаются в знании культуры. Им сейчас 13-14 лет, и они ни разу не были в Республике. Но главное – это, конечно, обучение русскому. На основе договоренности между государствами в Таджикистане проводятся занятия. Там есть специальные курсы. Здесь тоже есть краткосрочные курсы. Помимо изучения языка, там можно узнать о традициях и культуре русского народа.

- Вы тоже на таких курсах учились?

- Я родился в СССР, в горном районе республики Таджикистан. В те годы у нас в школе всегда были русские учителя. Мы выросли, служили в советской армии, я закончил техникум, учился в высшем учебном заведении. Везде было 50 на 50. И русский язык, и таджикский. Таджики воспитаны в духе советской жизни. Недаром чаще всего таджики уезжают именно в Россию.

- С какими трудностями сталкиваются таджики, приезжая в Россию?

- Трудности возникают, но мы стараемся облегчить их. На сегодня законы в РФ настолько упрощены, что была бы в человеке совесть – и никаких проблем не возникнет. Захотел поработать у физического лица – можно быстро оформить. Если нужна работа на заводе, то надо получать разрешение на работу – это тоже просто. Главное – захотеть. Трудностей нет: заплатить госпошлины, собрать медицинский сертификат и получить. Если дальше кто-то захочет жить, то можно получить разрешение на временное проживание. Главное – быть нужным России. Если такую задачу человек поставит своей душе, то обязательно все у него получится.

Приехал и хочешь жить на территории другого государства – значит, не должен нарушать законов и создавать проблем. Каждый человек должен отвечать перед своей совестью. Ни я, ни мои близкие родственники – их не менее 50 человек – ни один из них не совершил правонарушения. Никогда мы не платили ни штрафов, ничего, потому что всегда, когда требовалось, мы делали все своевременно. При проверках у нас были все документы.

- Какое самое главное национальное качество у таджиков?

- Способность жить и работать на честное слово, не обманывать никого. Мы мусульмане. Как сказано в Коране, так и надо. Если таджик выполняет все законы, сохраняет традицию и культуру, то он настолько правильный в жизни, что нигде не пропадет. Я чувствую гордость, когда о таджиках говорят хорошо. Если услышу, что плохо – у меня боль в душе.

- А вы дружный народ?

- Да, должны быть дружными, так воспитаны. По-другому я не советую никому и никогда. Сегодня, если слушают старшего и мудрого, то все хорошо. Лидер не даст плохого совета. Менталитет и воспитание такое, что мы всегда слушались наших разумных лидеров. Лидер никогда не поведет людей в неправильно русло.

- А в семье у Вас как соблюдаются традиции?

- Воспитываю пятерых детей. Дочь замужем, но живет рядом совсем. Дома сидим за дастарханом (низкий стол. – Прим АН «Доступ»). У нас все в таджикском стиле оформлено. Стараюсь, чтобы дети сохраняли наши традиции. На праздники ко мне больше всех гостей приходит.

- Исламудин Асоевич, какие у Вас мечты и цели?

- У меня цель – построить уголок Таджикистана на территории Челябинской области, чтобы наша организация находилась там. Там будет наш двор кухни, гостеприимный край, где мы могли бы проводить все праздники и приглашать на них челябинцев. Пока не достигли этого, но будем стараться. Много говорят, что будут созданы национальные деревни. И дай Бог, чтобы создали!

Беседовала Ольга Плеханова