Юрий Клепов, вице-губернатор Челябинской области: Южный Урал привлек американцев рынками сбыта и уникальными кадрами

Интервью
13 октября 2011 года, 12:09

Южноуральская делегация вернулась из США с несколькими подписанными соглашениями и перспективами поступления в регион крупных инвестиций – в области намерен локализоваться один из ведущих производителей автобусов и грузовиков Navistar, а также «дочка» Caterpillar – фирма ElectroMotive. О том, как отразится поездка в Америку на дальнейшем развитии Южного Урала, Агентству новостей «Доступ» рассказал вице-губернатор Челябинской области Юрий Клепов.

- Юрий Владимирович, южноуральская делегация пребывала в Соединенных Штатах неделю и успела посетить ряд предприятий в Чикаго и Сан-Франциско. Насколько продуктивным, по предварительным итогам, оказался визит?

- В связи с большим количеством встреч и переговоров поездка оказалась напряженной и насыщенной. В итоге были подписаны два соглашения между американскими компаниями и предприятиями Челябинской области, в их числе соглашение миасской фирмы «Рифинг» с американской «Джонсон Спенс», которая будет поставлять технологии для производства нефтеперерабатывающего оборудования. Также проведены успешные переговоры гендиректора ЧТЗ Семена Млодика с руководством дочернего предприятия Caterpiller – ElectroMotive Diesel.

Кроме того, губернатор Михаил Юревич провел переговоры с инжиниринговой фирмой Tetra Tech, которая совместно с компанией Flemming готовит бизнес-план по разработке Суроямского месторождения в Нязепетровском районе – там может быть построен крупный ГОК и горно-металлургический комбинат.

Вдобавок главе региона удалось так заинтересовать Navistar – крупнейшую американскую корпорацию, производящую двигатели, грузовики и автобусы под десятком брендов, – что они намерены локализовать на территории Челябинской области свое производство. Navistar уже выслали нам список из пяти человек, которые скоро приедут в область смотреть площадку и подбирать партнеров. Мы им организуем визовую поддержку.

- А сколько всего южноуральских предприятий отправились искать партнеров за океан?

- Всего в делегацию вошли представители около 20 компаний, в их числе ЧТЗ, Челябинский электроцинковый завод, Магнезит, а также ряд представителей среднего бизнеса. Вместе с предпринимателями в США вылетел ректор ЧелГУ Андрей Шатин, который в ходе визита договорился о стажировке студентов Челябинского госуниверситета в Америке, а также представители Гильдии оружейников из Златоуста. Они, к слову сказать, обзавелись филиалом в Чикаго, где будет продаваться продукция уральских мастеров.

«ДО ЗАПЯТОЙ» О ПРЕФЕРЕНЦИЯХ

- Как отметил губернатор Михаил Юревич в своем блоге, американцы – люди практичные, во время переговоров спрашивают буквально «до запятой». Что больше всего их интересовало в диалоге с южноуральскими представителями?

- Вопросов было несколько. Насколько Челябинская область привлекательней других регионов России? Какие льготы и преференции может предоставить Южный Урал американским компаниям? Ну, и рады ли будут видеть американские фирмы в нашем регионе?

- И какие же преференции готов предоставить Южный Урал?

- Во-первых, налоговые льготы на период окупаемости проекта. При этом мы подберем земельные участки и уже готовые промышленные площадки для размещения производств, а если будут проблемы с коммуникациями, то также окажем помощь, обеспечив административное сопровождение.

Среди преимуществ, которые Михаил Юревич назвал во время презентации региона, стабильное положение Челябинской области, рынок сбыта в западном, восточном и северном направлениях, наличие высококвалифицированных кадров и опыта технологичного производства, особенно в оборонной промышленности. Кроме того, если говорить о плюсах для автомобильных концернов, то на Южном Урале выпускаются практически все виды металлопроката.

Еще одно преимущество – в нашем регионе есть много предприятий, которые могут изготавливать комплектующие для сложных производств: это и кузнечно-прессовое, и машиностроительные предприятия.

Таким образом, металлопрокат, все виды металлообработки, производство комплектующих, высококвалифицированные инженерные кадры и логистика, которая будет способствовать сбыту продукции, – все эти факторы привлекают иностранные компании для локализации на территории Южного Урала.

Хочется отметить в качестве примера выступление вице-президента компании Emerson, сопровождавшего нашу делегацию, – он поделился положительным опытом размещения своего производства именно в Челябинской области, подчеркнув, что здесь фирма смогла найти те кадры, которых нет в других странах.

Еще один приятный момент, который нас удивил, это то, что одна английская компания, занимающаяся IT-разработками, провела мониторинг территорий, где расположены ее офисы, и по его результатам решила закрыть филиалы в других странах и разместить свои разработки на территории Южного Урала, у наших специалистов.

- А что привлекает Челябинскую область в Америке?

- Во-первых, у них самая крупная экономика в мире, ВВП которой достигает практически четверти от всего мирового объема. Кроме того, американцы обладают множеством ноу-хау, которые планируется внедрить на Южном Урале.

Америка находится от нас довольно далеко, и взаимодействие с ней недостаточно развито. Поэтому мы видим смысл в привлечении американских корпораций в Челябинскую область. Нашей основной задачей в США было заинтересовать местные компании прийти в Россию и именно в Челябинскую область, а не куда-то в Китай, Индию или Бразилию.

ДОЛИНА ИННОВАЦИЙ

- Юрий Владимирович, в ходе визита в США делегация посетила знаменитую Силиконовую, или, как ее еще называют, Кремниевую долину. Какое впечатление она на Вас произвела?

- В ней сосредоточено такое количество инноваций и компаний, что можно только мечтать. Примечательно, что здесь сконцентрировано 75% всего венчурного капитала страны. Это очень удобно, так как предприятиям, приезжающим со своими идеями, не нужно искать венчурные фонды по всей Америке – благодаря тому, что они собраны все в одном месте, новаторы могут обойти со своим предложением их все за один день.

То же самое и с бизнесом. Здесь сконцентрированы все известные IT-бренды, а также основные корпорации, которые занимаются разработками программного обеспечения для компаний. Крупные фирмы могут прийти в такой бизнес-инкубатор и посмотреть именно те разработки, которые им нужны.

Мы были в одном из ведущих IT-технопарков «Plug-and-Play», включающем более сотни компаний – все они разделены на зоны. К примеру, есть зона, в которой предприятия разрабатывают программы только для iPhone Apple, и, соответственно, данная компания не будет искать специалистов где-то на стороне, а придет за идеями именно в этот бизнес-инкубатор.

Это обеспечивает и хорошую поддержку резидентам технопарка. В Силиконовой долине есть очень много примеров компаний-разработчиков, которые зарождались с уставным капиталом в тысячу долларов, а через год достигали оборотов 200 млн. именно за счет ноу-хау.

- А есть ли уже среди резидентов таких инкубаторов южноуральские компании?

- Да, как раз в IT-технопарке «Plug-and-Play» размещается подразделение 3Di-Vi миасской фирмы «Папилон». В апреле эта компания выиграла грант «Сколково» в размере 1 млн. долларов на разработку 3D-сенсора и программного обеспечения, реализующего трехмерное машинное зрение, а также высокотехнологичной продукции и приложений на его основе.

- Планируется ли перенять опыт Силиконовой долины для организации технопарков в Челябинской области?

- У нас другие условия, но в этом направлении работать надо, и мы планируем развиваться дальше. На Южном Урале уже есть ряд технопарков другой направленности. По прибытии из Америки губернатор дал дополнительные поручения по созданию такой специальной площадки для IT-компаний. Сейчас этот вопрос будет детально прорабатываться.

Дарья Поникарова