Игорь Гамов, командир антитеррористической группы «Вымпел»: Наша задача – найти и обезвредить. Но лучше не находить

Интервью
30 января 2009 года, 10:34

Жить вообще вредно… Кто из нас не произносил эту фразу, отмахиваясь от назойливых наставлений родителей, когда они просили нас поберечь себя. Кто не усмехался, увидев в автобусе листовку с просьбой милиции «при обнаружении подозрительных сумок или пакетов немедленно сообщить кондуктору или водителю». Что, мол, со мной лично может случиться, неужели на меня позарится какой-нибудь террорист! Хотя многочисленные взрывы в метро, жилых домах, театрах и пр. показывают: террористам все равно – главное побольше жертв.

Но есть люди, которые по долгу службы – да и чисто по-человечески – несут, не могут не нести, ответственность за жизнь и здоровье людей. Это руководители крупных предприятий и организаций, театров, банков, школ и спортсооружений – словом, всех тех структур, которые, выражаясь по-казенному, являются «местами массового скопления людей». Вот уж у кого постоянно «болит голова» о том, чтобы, не дай Бог, ничего не случилось, не обрушилось, не взорвалось.

В Челябинске появились специалисты, которые готовы разделить эту вечную ответственность за жизнь и здоровье людей – в антитеррористической группе «Вымпел» работают лучшие в регионе специалисты по взрывобезопасности. Они знают о взрывчатых веществах все: вид, цвет, запах, способы обезвреживания и многое другое, что обычному человеку даже в голову не придет. Зачем это им? На этот и другие вопросы корреспондента Агентства новостей «Доступ» ответил командир группы «Вымпел» Игорь Гамов.

- Игорь Александрович, какие задачи вы ставите перед собой?

- Наша главная, основная задача – защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. И как показывает практика, предотвращение угрозы взрыва – самый эффективный способ борьбы с его возможными последствиями. Согласитесь, значительно лучше – с любой точки зрения – спасти сотни потенциальных жертв, нежели ликвидировать печальные последствия взрыва. То есть – найти и обезвредить, но, конечно, лучше для всех, чтобы мы ничего не обнаружили.

- Где и кому может понадобиться ваша помощь?

- Да кому угодно! В любой школе, большой спортивном сооружении, везде, где собирается единовременно много народу. Приведу простой пример: на губернаторскую елку в оперный театр было приглашено более шестисот детей со всей Челябинской области. Кто несет за них ответственность, когда они в театре? – Руководство театра. Они обратились в наше предприятие, и мы проверили там каждый закуток, обеспечив, таким образом, безопасность детей во время новогоднего представления. Мы уже наладили отношения с другими челябинскими театрами: ТЮЗом, кукольным, драмтеатром…

Обратились к нам из дирекции Каширинского рынка – тоже место потенциальной угрозы. Такие услуги – проверка на взрывобезопасность – могут быть интересны руководителю любого крупного предприятия, каких в Челябинске немало, перед большими корпоративными мероприятиями. Мы может проверять не только здания и сооружения. Напомню, многие теракты совершаются на открытом воздухе, во время парадов, празднования Дней города. Вспомните только, сколько челябинцев пришло в сентябре прошлого года на праздничный концерт на площадь Революции…

Недавно на нас вышли представители служб безопасности нескольких коммерческих банков. У них интересное предложение, и, думаю, именно мы сможем им помочь. Дело в том, что многие банки предлагают сегодня услугу – банковские ячейки. А ведь туда, в ячейку можно положить что угодно – как узнать, безопасно ли это «что угодно», ведь вскрыть ячейку без владельца нельзя. Мы же можем помочь.

- Это каким же способом? Видите сквозь стены?

- Можно сказать и так. А вернее, чуем. Конечно, не сами. В нашей службе работают специально обученные собаки. Если они чуют взрывчатое вещество – садятся напротив. А уж далее – дело правоохранительных органов. Хочу особо подчеркнуть, что мы работаем в тесном сотрудничестве с органами МВД и ФСБ.

- Собаки – это ведь не все ваше снаряжение?

- Конечно. Есть достаточно много технического оборудования. Есть робот с видеокамерами. Есть много специальных устройств, которые помогают определить степень опасности предмета. Есть гидропушки и песочные разрушители, но собака – это… Их никакими спецсредствами не заменишь. Тем более наших собак, это заслуженные бойцы, у них есть в том числе боевой опыт. У нас в отряде работает три чистопородные немецкие овчарки – вожак стаи Шейх, Гранд и самая молодая Илга (на фото). Они поставлены у нас на довольствие, приглашаем к ним ветеринара – словом, они полноправные члены отряда. Поэтому, например, когда я захожу и здороваюсь с бойцами, обязательно персонально обращаюсь и к каждой собаке.

- И большой у вас отряд?

- 10 человек. Все специалисты экстра-класса. У каждого за плечами несколько командировок на Северный Кавказ. Есть реальный боевой опыт.

- А не мало для города-миллионника – 10 человек и три собаки?

- Мы ориентировались, насколько мы боеспособны, то есть сколько готовы провести осмотров. Можем обеспечить 10 выездов в сутки – а выехать мы готовы в любое время. Это с учетом того, что коротких выездов не бывает. Во-первых, нужно осмотреть территорию, например, театра досконально. Во-вторых, если мы все-таки сталкиваемся с взрывным устройством, нужно время, чтобы оценить все риски и принять правильное решение. Решение, от которого зависит судьба людей и, конечно, наша репутация.

Такой же отряд работает в Екатеринбурге уже 14 лет. Там – 16 человек. И еще один подобный отряд есть в Москве. И все – на всю Россию три отряда специалистов по взрывобезопасности.

- Игорь Александрович, есть ли какие-то универсальные советы для обывателей, как действовать в случае обнаружения предмета, могущего представлять опасность?

- Прежде всего, осторожность. Конечно, вероятно, что пакет на улице или в транспорте просто кто-то забыл, а если нет? Главное, не пытаться самостоятельно заглянуть туда. А то ведь любознательность людей безгранична. Если это произошло на улице, нужно набрать 02 и ждать милицию, если в общественном транспорте – обратиться к водителю или кондуктору, которые знают, как действовать дальше.

- Вы с такой уверенностью это говорите…

- Это потому, что наши сотрудники читают лекции в «Челябгортрансе». На сегодняшний день такой профилактической работой, можно сказать, охвачено 100% личного состава «Челябгортранса». Несколько раз наши специалисты выезжали в школы – общеобразовательные и спортивные – для работы с преподавательским составом.

- И какие вопросы на лекциях вам задают?

- Чаще всего спрашивают, участвовал ли я в разминированиях. Подтверждаю. Спрашивают также, как быстро может взорваться то или иное устройство. Отвечаю: взрывные устройства бывают разные – некоторым достаточно любого колебания, а некоторых достаточно просто коснуться – и содержимое тут же сработает.

Добавлю, что лекции мы читаем на безвозмездной основе, это наш вклад в обеспечение безопасности челябинцев. Осмотр социальных объектов, я считаю, это наш долг. Ну, а с коммерческими структурами, я уверен, всегда можно договориться. Умный руководитель наверняка понимает, что вклад в безопасность всегда с лихвой себя окупает.

Беседовала Ольга Бороденок


Антитеррористическая группа «Вымпел»

Адрес: г. Челябинск, ул. Барбюса, 37-А
Телефон дежурного: 230-95-29; 248-50-26;

E-mail: vpl_2008@mail.ru
ICQ: 449-683-340