Александр Кузнецов, министр образования Челябинской области: ЕГЭ не должен быть единственным показателем образованности ученика и качества работы учителей

Интервью
29 июля 2011 года, 12:24

В Москве прошло заседание комиссии при президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения единого государственного экзамена. Участие в ее работе принял министр образования Челябинской области Александр Кузнецов. Куда денутся бумажные сертификаты ЕГЭ, что такое портфолио ученика, и как будут глушить сотовые телефоны на экзамене – об этом он рассказал Агентству новостей «Доступ».

- Александр Игоревич, о каких изменениях в ЕГЭ будет идти речь в ближайшее время?
- Что будет конкретно меняться – еще не решено. Комиссия при президенте сформирует рабочую группу, которая этим займется предметно. Но есть понимание, что ЕГЭ не должен быть единственным измерителем образованности детей и качества работы школ. Как это у нас сейчас, к сожалению, периодически происходит.

- При введении Единого экзамена его сторонники только и говорили о безусловной точности его показателей...
- По сути, сейчас сложилась ситуация, когда дети буквально «натаскиваются» на ЕГЭ в последний год обучения. Хотя до этого ребенок, может быть, в учебе не блистал. Это хорошо продемонстрировала ситуация на юге России в 2011 году – все закоренелые троечники вдруг сдали ЕГЭ на «отлично».

- И как предполагается бороться?
- Видимо, будет разработана некая форма, в которую станут вноситься текущие отметки за последние три-пять лет обучения каждого ребенка. И этот средний балл будет приниматься во внимание при поступлении в высшие и средние учебные заведения, помимо сертификата ЕГЭ. Кроме того, ректор МГУ Виктор Садовничий выступил с инициативой формализовать так называемое «портфолио учащегося», то есть список его достижений в неучебное время, и также принимать его во внимание при прохождении экзаменов в вузах.

- Какие-то новаторские изменения в самом ЕГЭ грядут?
- Слишком неожиданных нет. Будет проходить дальнейшая автоматизация и информатизация ЕГЭ, добавятся технические меры безопасности самой процедуры. И уже с 2012 года отменят бумажный сертификат – он будет в электронном варианте.

- А как будут бороться со списывающими? Неужели глушилки во всех школах поставят?
- Действительно, были предложения пользоваться глушилками электронного сигнала на период ЕГЭ. Хотя лично я предложил бы ограничиваться обычным недорогим сканером металла. Потому что ребенку сейчас уже не надо кому-то звонить, у него на телефоне или другом носителе вся информация. Памяти в современных устройствах хватает на все. Просто эти вещи надо изымать. Еще один метод борьбы, который был озвучен на комиссии и, скорее всего, претворится в жизнь – увеличить число вариантов контрольных, чтобы избежать обмена материалами в интернете между заинтересованными гражданами в разных субъектах Федерации.

- Учитывая количество злоупотреблений, связанных с ЕГЭ, может, пора вернуться к старым добрым «тяните билетик»?
- «Билетики» не окончательно похоронены. На ряд специальностей сохраняются возможности проведения госэкспертизы в той форме, которая определяется самим вузом. Это прежде всего творческие вузы – театральные, художественные, музыкальные, – и федеральные университеты уровня МГУ. Все остальное должно быть формализовано и автоматизировано.

- А зачем так тотально?
- У «старых добрых» экзаменов много недостатков, но главный – их субъективность. Они не отражали реальной картины обученности детей.

- Так и ЕГЭ не отражает, Вы же сами сказали об этом в начале разговора...
- Зато он более объективен, вне всяких сомнений.

Беседовала Екатерина Минеева