Сергей Комяков, первый вице-губернатор Челябинской области: Если мы хотим жить в правовом государстве, надо руководствоваться законом

Интервью
10 ноября 2010 года, 08:56

Первый вице-губернатор Сергей Комяков среди журналистов известен тем, что способен сходу ответить на любой вопрос по экономической тематике и безошибочно перечислить все параметры, идет ли речь об областном бюджете, новых инвестпроектах или тарифах. Этой способностью Сергея Львовича мы и воспользовались, расспросив его про госгарантии, проблемы, доставшиеся от предшественников, инвестиции в ЖКХ, перспективы промышленной и строительной отрасли, а заодно и поинтересовались – откуда такая феноменальная память. Кто послужил ему примером – в интервью Агентства новостей «Доступ».

Кто претендует на госгарантии, зачем ЮУ КЖСИ понадобились средства,
и что будет со строителями, которые не смогли выполнить обязательства перед дольщиками

- Сергей Львович, впервые регион будет выступать гарантом по инвестиционным проектам. Какие-то проекты, которые претендуют на гарантии, можно уже назвать?

- На рассмотрении в правительстве области пять инвестиционных проектов: «Создание производственных мощностей по выпуску мясной продукции в Кунашакском районе» ООО «Уральская мясная компания», стоимость проекта 5,7 млрд. рублей, запрошенная сумма гарантии 3 млрд., «Строительство птицеводческого комплекса по производству мяса птицы» ООО « Нагайбакский птицеводческий комплекс» стоимостью 4,2 млрд., запрошенная сумма гарантии 2,5 млрд., «Расширение и реконструкция производственных мощностей по выпуску продукции птицеводства ЗАО "Уралбройлер"», стоимость – 1,5 млрд. рублей, запрошенный объем гарантии миллиард, «Реконструкция миньярского прокатно-термического завода» стоимостью около миллиарда, запрошенный объем гарантии – 800 млн.рублей, и «Реконструкция Бектышской птицефабрики» в Еткульском районе, стоимость этого проекта 3,5 млрд., запрошенный объем гарантии 100 млн .рублей.

Кроме этих проектов, подана заявка ОАО «ЮУ КЖСИ» (Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки. – Прим. АН «Доступ») на выдачу госгарантий под облигационный займ объемом 2,5 млрд. рублей на пополнение оборотного капитала для существенного увеличения строительства жилья эконом-класса по программам корпорации.

Раньше такая мера поддержки инвесторов в области практически не применялась.

- Если КЖСИ нужны деньги, может быть, просто добавить средств в уставный капитал, как это уже несколько раз делалось?

- Можно, конечно, пойти и таким путем. Вопрос – за счет чего. Если за счет размещения на рынке дополнительной эмиссии акций – путь правильный, но КЖСИ сегодня компания непубличная, единственный акционер – правительство Челябинской области, имидж ее, кроме того, подпортили действия прежнего руководства, поэтому успех такого размещения вызывает у нас серьезные опасения. Увеличить уставный капитал за счет бюджета – механизм абсолютно нерыночный, у бюджетных расходов, на наш взгляд, иные приоритеты, чем наращивать вложения в коммерческие структуры. Поэтому мы поддерживаем стремление нынешнего руководства компании превратить ее в серьезного рыночного игрока.

- А что будет с неликвидами Корпорации? Я имею в виду малоэтажные поселки, которые понастроили по всей области...

- Сегодня на балансе корпорации 13 земельных участков разной степени готовности и освоения. Построенное на части из них жилье неликвидами я бы не называл, скорее, это проблемные активы, построенные не в то время, не там, где есть спрос сегодня, на слабо инфраструктурно подготовленных участках для неопределенных групп потребителей. Наиболее яркий пример, который у всех на слуху, Кундравы в Чебаркульском районе. И сегодня руководство Корпорации ведет целенаправленную работу по снятию этих проблем. В частности, по Кундравам решены вопросы электро-, водо-, газоснабжения, водоотведения Пара домиков из 90 уже нашли своего покупателя. Возможно, нам удастся включить эти объекты в программы переселения из ветхо-аварийного жилья, не пригодного для проживания, в программы обеспечения жильем военнослужащих, уходящих в запас, детей-сирот. Есть и другие достаточно интересные предложения. Так что с мертвой точки дело сдвинулось, как говорил один политик, процесс пошел.

- Насколько напряженной остается ситуация с проблемными объектами, для строительства которых привлекались дольщики?

- Медленно, но вопросы решаются. Правительство области в меру своих возможностей оказывает помощь в снижении затрат инвесторов, различными законными путями освобождая их от платы за подключение к сетям инженерных коммуникаций, у ряда застройщиков КЖСИ выкупило свободные квадратные метры, в Копейске администрация города решает вопрос выкупа свободных квартир для предоставления переселяемым из непригодного жилья, по поручению губернатора следственные органы Челябинской области проводят проверки использования средств участников долевого строительства.

Есть высокая вероятность того, что будут достроены и сданы уже в ближайшие месяцы объекты ООО «Массив» на Чуриловской площадке, сдан дом по улице Героев Танкограда ООО «Жилтехстрой», первая очередь дома по Комсомольскому проспекту ЖСК «Универсал», с участием КЖСИ продолжено строительство второй очереди этого дома, в счет стоимости переданного земельного участка ОАО «КПД и СК» предоставит жилье дольщикам и пайщикам ОАО «КАНИК», ЖСК «Полистром». Конечно, людям хотелось бы, чтобы государство просто взяло и за счет бюджета решило их проблему, однако закон такой путь не предполагает.

-  Строителям, которые себя дискредитировали – Беркович, Мезенцев, Тартаковский, – позволите в дальнейшем строить?

- Вы знаете, если бы весь рынок строительства жилья и дальше шел в гору, развивался в той динамике, что и раньше, этой проблемы не случилось бы. Проблема в том, что рынок просто рухнул. С другой стороны, что значит: «позволим – не позволим»? То, что эти граждане не в «белом» списке, уже общедоступно, почитайте газеты или интернет. Но закон же говорит о том, что земельные участки под жилье выделяются через аукционы. Компании приходят, побеждают на аукционе, и если их проектная документация соответствует всем требованиям – какие основания у государства брать палку и выгонять их оттуда? Есть вещи, которыми надо руководствоваться, если мы хотим нормально жить в правовом государстве.

Проблема еще и в том, что юридическая культура у нашего населения не особенно высока. Поэтому и договоры с застройщиками зачастую «мутные»: то ли долевое участие, то ли недолевое участие, все через пень-колоду.

«ДЕЛО ПРОДКОРПОРАЦИИ», ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДСТВО И УНИЧТОЖЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ —
 И ТАКОЙ БЕЛИБЕРДЫ — МАМА РОДНАЯ!

- Еще вопрос по поводу неэффективного расходования средств: «дело Продкорпорации» недавно завершилось. Какие-то еще нарушения в этой организации были выявлены? И что с долгами перед Росагролизингом?

- Это из области судебных дел. Пусть судьи и следователи с этим разбираются. Мы видим, что там есть проблемы, передали материалы, дальше – работа следственных органов.

По Росагролизингу проблема решена. Продкорпорация получила по имеющимся у нее затратам субсидию 590 млн. рублей. Она позволит и с Росагролизингом уладить проблемы, и принять участие в формировании запаса зерна на следующий год.

- Что будет с теми предприятиями, где у области также есть доли участия? Вы дали поручение активизировать работу по приватизации. Это означает, что часть предприятий будет продана?

- От части предприятий нужно просто избавиться. Скажем, есть такое предприятие «Облжилкомхоз». Четыре-пять месяцев работаем, четыре-пять месяцев я не могу понять, в чем смысл его существования. Предприятие выполняет две функции. Одна – по заказу министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства производит расчет каких-то статистических параметров и оформляет наградные документы. Но ведь есть аппарат министерства, пусть он этим и занимается. Вторая функция – «Облжилкомхоз» хранит резерв на случай всякий чрезвычайных дел как по линии Минстроя, так и по линии ЧС. Зачем надо хранить в этом предприятии – совершенно непонятно. Почему нельзя этот резерв рассредоточить по территории области? Регион большой, зачем надо здесь, в Челябинске, все хранить? Поэтому, на мой взгляд, это искусственная вещь, которая придумана, непонятно кем и для чего. И такие есть еще примеры. Работа по инвентаризации всех вложений и их целесообразности идет.

-  В наследство от прошлой администрации вам достались проблемы по таким объектам, как ледовая арена и кардиоцентр. Какие решения приняты по ним?

- Ну, ледовая арена строилась коряво, сразу скажем. Начиналось все совершенно не с того проекта, который реализовался в окончательном виде. Была какая-то гонка за результатом, поскольку хоккейным руководством были обозначены определенные даты. Причины понятны, но делалось все через пень-колоду. В итоге получилось, что объект, первоначально стоивший порядка 900 млн. рублей, вырос в цене практически в два раза. Когда мы пришли, первое, с чем нам там пришлось столкнуться, масса исков челябинских подрядчиков, с которыми компания БСК, выигравшая конкурс, не рассчиталась. Стали выяснять причину – заниженная заработная плата, дополнительные объемы работ. В конечном итоге признали, что занижение сметной стоимости составило порядка 300 млн. рублей, и для оплаты всех счетов необходимо принять и оплатить эти затраты.

В кардиоцентре беда примерно та же самая. Когда начинал строиться этот федеральный объект – нормальной проектной документации не было. На завершающих этапах выяснилось, что какие-то противодымовые двери не в той норме, которая должна быть в Российской Федерации. Решили поставить дополнительные двери. Поставили их, а они открываются только в одну сторону. Теперь наши надзорники говорят: «Теперь нужны специальные решения для тех, кто с другой стороны двери».

И вот сейчас надо ехать в Москву, за решением о специальных технических условиях. Что это за технические условия – то ли чтоб наши люди с противогазами лежали, то ли какие-то другие… Все эти беды оттого, что у нас начинается дело без окончательно узаконенной, прошедшей соответствующую экспертизу проектной документации.

- А вообще, много проблем досталось от предшественников?

- Кроме уже перечисленных, большой вопрос с получением пожарного гидроподъемника. Госконтракт проавансирован на 100 процентов, производитель отказывается отгружать готовый подъемник, требуя доплатить около 250 тыс. евро. Начинаем разбираться: если поставка из-за границы – должен быть контракт, паспорт сделки. Оказывается, у компании, с которой правительство заключило контракт, даже нет этого подъемника в экспортном контракте. Правительство Челябинской области свои обязательства выполнило полностью. А вот следующее звено – немецкая компания с нашими согражданами бывшими – не доплатила финской стороне эти 250 тысяч. И вот такой белиберды – мама родная! Наверное, обозначенные проблемы не последние, что-то еще по ходу выявится.

- Даже слухи такие ходили, что в последние дни работы старой администрации тут, на Цвиллинга, 29, массово уничтожали документы...

- Не могу сказать, что тут уничтожали. Наверное, уничтожали. Зачастую на вопрос, почему принято то или иное сомнительное решение, получаешь ответ – а так Дятлов (первый вице-губернатор в правительстве Петра Сумина. – Прим. АН «Доступ») или другой руководитель решил. Покажите документ – документа нет. Может, его и не было, а может, и уничтожен.

КАК РАСЧИТАЛИСЬ С ДОЛГАМИ ЗА ТЭР, КТО В ОТСТАЮЩИХ,
И ПОЧЕМУ НЕТ СМЫСЛА ГОВОРИТЬ О ТАРИФАХ

- Давайте теперь перейдем к проблемам сегодняшнего дня. Удалось ли к началу отопительного сезона рассчитаться со всеми долгами за топливно-энергетические ресурсы?

- Акт готовности получили, всеми сторонами подписан. Сегодня такой проблемы нет. За период работы нового состава правительства задолженность перед основными поставщиками ТЭР снижена с 1,1 млрд. до 70 млн. рублей. Всем муниципальным образованиям, которые доказали, что по объективным факторам организации, участвующие в теплоснабжении, имели запланированные убытки: холодная зима, ограничение 25% индекса роста платежа населения, неправильный учет цены электрической энергии из-за либерализации рынка электрической энергии, – оказана финансовая помощь из областного бюджета.

Единственный сейчас проблемный объект – Бакальская котельная, которая управляется предприятием, созданным Челябинскрегионгазом. На следующий год будем смотреть, как ее заместить более эффективными источниками. В Локомотивном возникнет та же проблема. Там котельная отапливает и воинскую часть, и поселок Локомотивный. Для воинской части 2011 год – последний год существования. Баланс тепловой энергии на данной котельной, конечно, такой уже не нужен.

- Какое-то постановление, говорят, готовится по Минстрою, чтобы инвесторы, которые вложились в эти котельные, три года работали по старым тарифам?

- Это не постановление, это предусмотрено российским законодательством: на период окупаемости плюс два года сохраняется более высокий тариф для окупаемости инвестиций. Для населения на этот период времени тарифы останутся те же, что и сегодня. А после того, как будут «отбиты» все инвестиционные затраты, тариф имеет реальную возможность к снижению. Такое трехстороннее соглашение – ЕТО Челябинской области, инвестор и муниципалитет – мы подготовили, оно сейчас на согласовании в службах правительства. Я думаю, что в ноябре оно будет подписано. В принципе, у нас инвесторы уже пошли.

- Вообще, много инвесторов, которые намерены вкладывать средства в котельные?

- «Газдевайс» (Москва), производитель котлов из Санкт-Петербурга, челябинские компании «Челябоблкоммунэнерго», «Тепловые и Электрические системы».

- А можно назвать, какие у нас самые проблемные территории по расчетам за ТЭР?

- Да можно, конечно: Кыштым, Аргаяш, Карабаш, Агаповский район, Бакал. Причины примерно одинаковые: неэффективные котельные, плохое состояние сетей, слабая платежная дисциплина потребителей. Сразу скажу, что объективные факторы убытков учтены ЕТО при анализе причин задолженности и оплачены из областного бюджета.

- Вы вот про тарифы отказываетесь говорить…

- Я про тарифы не отказываюсь говорить, просто считаю, эту тему обсуждать бессмысленно. Все жители должны твердо понимать – их платеж за коммунальные услуги будет в 2011 году равен платеж 2010 года умножить на 1,15. Насколько подорожает газ, электрическая энергия, вода, канализация, утилизация мусора – вопрос десятый, когда просуммируются все эти счета, «на хвосте» должно быть на 15 процентов больше, чем в 2010 году.
 
- А как же либерализация рынка электроэнергии?
 
- Населения это не касается. Население платит по регулируемому тарифу. И индекс устанавливается ФСТ.
 
- Но ведь электроэнергию будут закупать по свободным ценам...
 
- Как было и ранее, за дешевую электроэнергию для населения прочие потребители, включая бюджетных, будут приобретать электроэнергию значительно дороже.
 
- Перекрестное субсидирование разве не должно сокращаться?
 
- То, что касается электричества, не наш вопрос. Регулируемые тарифы для населении устанавливает ФСТ. Будет углубление перекрестного субсидирования по электрической энергии совершенно точно. Более того, если нам не дадут рассрочку ликвидации «перекрестки» на три года по тепловой энергии, под которую мы реально хотим субсидировать эту разницу населению для покрытия того, что пойдет свыше 15%, то и здесь будет углубление «перекрестки». А если не углубление, то это будут прямые убытки всех теплопроизводящих организаций, всех ТЭЦ, всех ГРЭС – просто убытки. Иначе никак.
 
УЗКОЕ МЕСТО В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИЙ, ПРОДАЖА ЧТЗ,
«А ДАВАЙТЕ ВСЕ КОМБИНАТЫ ЗАКРОЕМ»
 
- Как развивается инновационная деятельность в нашем регионе? А то, пока мы больше слышим о скандалах, с этим связанных,–  вроде уголовного дела в отношении руководителя бизнес-инкубатора.
 
- Вообще-то, совсем недавно региону вручено свидетельство лидера в поддержке инновационной деятельности. У нас есть и соответствующий закон, который предоставляет ряд преференций субъектам ИД как налоговых, так и неналогового, например, арендного характера.
 
Кроме того, участники инновационной деятельности из сферы малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на определенные меры поддержки грантового характера. Бизнес-инкубатор – еще одна мера поддержки малого бизнеса предоставлением на льготных условиях офисных, производственных площадей, оказанием бухгалтерских, юридических, маркетинговых услуг.
 
Узкое место не здесь. Узкое место в том, что любая инновационная разработка должна быть востребована, иначе ты хоть сто лет заподдерживайся. Если не найден рынок сбыта, инновации грош цена. Пока мы не можем найти способ, каким образом заставить нашу промышленность востребовать инновационные разработки. И в стране не могут придумать. Поэтому мы сейчас пошли по другому пути. Есть, к примеру, конкретные проблемы у конкретных предприятий.
 
У ММК сейчас крупная проблема – состояние железорудной базы, у них ее просто нет, поэтому везут сырье отовсюду. Первое, что они разработали сами, звлечение железа из их отвалов. За 10 лет собрались из отвалов полностью извлечь то, что в них содержится. Второе – Бакал, по которому есть научные разработки, позволяющие существенно увеличить извлекаемое железо, которое содержится в этих рудах. Вот она, реальная инновация. Это частная инициатива, но тем не менее, она носит инновационный характер, и на нее есть спрос. В ноябре, наверное, встретимся с магнитогорцами, чтобы сделать крупную презентацию, посмотреть, нельзя ли тиражировать такие вещи.
 
Явно инновационный характер носят разработки Миасского машзавода, Метрана, Теплоприбора в области автоматизации управления потреблением тепловой энергией, светодиодные уличные светильники. Эти разработки уже учтены в областной программе энергоэффективности и будут активно внедряться для начала в организациях бюджетной сферы. Эти разработки, кстати, были представлены на выставке в Казахстане и очень заинтересовали руководителей республики.
 
От комментариев про уголовное дело в отношении руководителей бизнес-инкубатора воздержусь. Странная история – люди брали взятки, не имея никакой возможности лоббировать интересы взяткодателей. Пусть следствие разбирается.
 
- А как Вы относитесь к идее Валерия Платонова (гендиректор ООО «ЧТЗ-Уралтрак». – Прим. АН «Доступ») о преференциях местным производителям?
 
- По-человечески я это понимаю, как понимаю и то, что такие преференции явно «не дружат» с антимонопольным законодательством.
 
- Как идут переговоры о продаже доли правительства Челябинской области в ЧТЗ Уралвагонзаводу?
 
- Мы готовы продать им свою долю, чтобы они реально инвестировали в дизельное производство тракторного завода, они в этом кровно заинтересованы. Но с учетом того, что у Уралвагонзавода в этом году образовались проблемы с уменьшением гособоронзаказа, переговоры идут крайне вяло. Мы остаемся на своей позиции, что готовы уступить, причем даже дешевле себестоимости. Доля области и в технопарке, и в ЧТЗ – 13-15%.
 
- Сергей Львович, прогнозируется ли рост валового регионального продукта, и будет ли меняться его структура?
 
- Мы прогнозируем прирост ВРП на 6% на 2011 год, прирост по доходам бюджета – на 26% . Но за один год структуру внутреннего регионального продукта не поменять.
 
- Не за один –  у вас же долгосрочные планы?
 
- Ни за один, ни за три года структуру не поменяешь. У нас во внутреннем валовом продукте большой удельный вес металлургии. И зачем, собственно, ее менять? Что мы, откажемся от металлургии? Есть же безумцы, которые говорят: давайте закроем ферросплавный завод, давайте закроем Челябинский металлургический комбинат. Ну, давайте закроем – что дальше? Ни рабочих мест, ни налогов. В начале нашего разговора мы говорили о крупных инвестпроектах в области развития сельскохозяйственного производства. На них мы сегодня реально акцентируемся, но в корне поменять структуру ВРП они не смогут.
 
- Дышать легче станет.
 
- Дышать, может быть, легче станет, только дышать будет некому.
 
- Тогда расскажите о перспективах  нашей промышленности и строительной отрасли.
 
- В промышленности все более-менее благополучно. Очень серьезные объекты вводятся в Магнитке, на Челябинском трубопрокатном заводе, на Челябинском металлургическом комбинате, на Ашинском металлургическом, Саткинском чугунолитейном, на заводах Снежинска, Верхнего Уфалея. Заводы, которые были практически уничтожены, реанимируются, люди реально вкладывают деньги и восстанавливают производство.
 
Провалились здорово в жилье. Причины известны, чего уже про них говорить. В этом году, дай Бог, чтобы ввели один миллион с небольшим хвостиком квадратных метров жилья на территории области против почти полутора миллионов в прошлом году. На следующий год у нас запланирован ввод миллиона трехсот тысяч метров, и так, с ежегодным ростом – до трех миллионов семисот тысяч в 2020 году. Вы сами понимаете, если мы выйдем на 3,7 млн. квадратных метров, то перспективы просматриваются.
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ,
СКОЛЬКО В 2011 ГОДУ ПОТРАТЯТ НА ДОРОГИ, И ЧТО «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КРУТО!»
 
- На прошлой неделе в СМИ обсуждался вопрос инициативы по слиянию Курганской и Челябинской областей. Ваше мнение, стоит ли объединяться? Готовы принять?
 
- Я считаю, что Челябинской области не надо этого. Это ухудшит наше финансово-экономическое положение. Курганская область глубоко дотационная. Мы тоже дотационны, но уровень дотаций наш рядом не стоял с Курганом. Эта обуза лежит на федеральном центре, пусть она там и остается.
 
У нас вертикаль власти, нравится это или не нравится, сформировалась. К чему это приводит? Вот приняли федералы программу «Чистая вода» – у регионов появляются дополнительные расходные обязательства, приняли программу энергоэффективности – снова обязательства, приняли программу «Электронное правительство» – опять у субъектов дополнительные обязательства. И куда не кинь, получается, что региональным бюджетом в какой-то части управляет уже федеральный центр. Да, эти программы очень важны, но насколько они приоритетны для отдельно взятого региона – вопрос.
 
У нас есть своя областная программа развития сети автомобильных дорог. Она, по мнению руководителей Федерального дорожного агентства, лучшая в стране. И что? Ну, получили мы в прошлом году один миллиард из федерального бюджета, но потратили-то семь. И на следующий год они закладывают около 830 млн. на город Челябинск. Мы закладываем восемь миллиардов.
 
- Метро тоже будем строить на собственные деньги?
 
- Общепризнано, что такие дорогостоящие объекты без участия федерального бюджета не построить. Как теперь уже очевидно, дешевле вести стройку в вялотекущем режиме, чем законсервировать ее. На завершение первой очереди необходимо примерно 25 млрд. рублей, минимальный технологически необходимый объем в год – 1 млрд. рублей. Мы обратились в правительство России с просьбой софинансировать стройку в пропорции 50/50. Есть надежда, что получим.
 
- Какие-то реформы внутри ведомств будете производить? Давно идут разговоры о необходимости разделить Минстрой. 
 
- Есть такие мысли, но всегда, когда что-то реформируется, надо просчитывать последствия – дороже это или дешевле. Сегодня Минстрой превратился в монстра. Министерство явно перегружено, считаю, что его было бы логично разделить на два. Одно, которое бы занималось инфраструктурными делами, коммунальным хозяйством, и второе, для дорог и строительства. Но это пока мысли. Вы же понимаете, что любое разделение предполагает появление нового министра, новых заместителей, новых бухгалтеров, новых финансистов и так далее. И все это опять расширение чиновничьего аппарата.

- Удивительно, что Вы можете на память назвать цифры по любой теме. Это у вас природный дар такой?
 
- Не думаю, скорее, хобби. Был у меня в жизни тренер хороший, любил по ночам память на цифры проверять. Природный дар это у Татьяны Алексеевны Голиковой, она когда заместителем министра финансов работала, могла федеральный бюджет с любой строки воспроизвести, представляете – бюджет страны держать в памяти. Вот это действительно круто!
 
Беседовала Анна Пономарева