Валерий Красиков, руководитель ООО «ДАК»: Челябинск готовится стать родиной универсальных дифференциалов. Автомобилисты меня поймут

Интервью
15 сентября 2010 года, 15:49

Есть много способов выстроить свой бизнес. Например, перепродавать то, что уже придумали и произвели другие. Сложнее, но значительно интересней самому изобрести что-то новое и предложить это рынку. Причем чем интеллектуальнее будет разработка, тем более свободной окажется ниша, которую займет предприятие. Челябинский изобретатель Валерий Красиков пошел именно по этому пути, и вот уже третий год его компания успешно идет к амбициозной цели – заткнуть за пояс японцев и немцев в автомобилестроении. Разработка нашла отражение в названии фирмы – ООО «ДАК», что расшифровывается как «Дифференциал Автоматический Красикова». Как друзья-автогонщики могут подарить перспективную идею, и как с нуля раскрутить изобретение – обо всем этом Валерий Красиков рассказал корреспонденту Агентства новостей «Доступ».

- Валерий Николаевич, Ваше предприятие сейчас внедряет и продвигает Ваше же изобретение – шариковый автоматический дифференциал для колесных транспортных средств «ДАК». Даже награды на международных выставках за него получаете. Вот объясните человеку несведущему, что это такое?

- Эта разработка предназначена для любого колесного транспортного средства – грузового, легкового, гоночного, любой марки и любой модели. А чтобы объяснить суть… Вот все, наверное, наблюдали, как автомобиль буксует на скользкой дороге. Вращается только одно колесо, и в такие моменты вся мощность двигателя уходит на него. Машина останавливается, и пока ее не подтолкнешь, она не поедет. Заставь вращаться второе колесо – и проблема будет решена.

Вот ее мы и решаем. У автомобиля улучшается сцепление с дорогой. Для этого требуется просто снять с машины штатный, классический, дифференциал и поставить нашу разработку. Заменить можно в любой автомастерской. Сделать это несложно даже своими силами. У машины сразу появляется больше возможностей: быстрее разгоняется, лучше тормозит, улучшается сцепление с мокрым асфальтом, уменьшается скольжение по льду. Автомобиль становится безопасным – и это самое главное.


Красиков Валерий Николаевич родился в 1950 году. Разработчик и изобретатель нового поколения дифференциалов для колесных транспортных средств. Имеет десятки изобретений в различных отраслях техники. Специалист по точной механике, владеет многими практическими специальностями и профессиями, связанными с основными разделами науки и техники. Хобби – творчество, чтение, учеба, авиация, дельтапланеризм, виндсерфинг, автомобили.


Мировой истории автомобилестроения около ста пятидесяти лет, и все эти годы изобретатели, фирмы разрабатывают подобные автоматические дифференциалы с тем или иным успехом. Но все они имеют недостатки – это высокая стоимость и невозможность установить его на любой тип автомобилей, нет универсальности. Нам удалось сделать шаг вперед в решении этих проблем.

- Как получилось, что Вы подключились к подобным исследованиям?

- Мне всегда нравилась механика, и я выбрал из всех видов деятельности именно ее. Занялся изобретательством. Хотя были среди увлечений и музыка, и фотография. В свободное время увлекался экстремальными видами спорта.

Как-то знакомые спортсмены-автогонщики попросили, мол, ты же что-то там делаешь, соображаешь, вот сделай нам на гоночные машины такой дифференциал, чтоб работал. В то время по правилам соревнований их нельзя было устанавливать. А они: «Ты сделай такой, чтобы никто не понял, что там что-то установлено».

И вот так получилось, что работал я над автоматическим дифференциалом более двадцати лет. Работа была неоплачиваемая, но интересная – просто хобби. Я увлекся. Делал экземпляры, испытывал, и только сейчас появился результат.

- У Вас есть отзывы тех, кто уже попробовал такой «тюнинг»?

- Восторженные отзывы появились сразу же после установки первых «ДАКов» в автомобили. У меня хороший друг поездил на таком дифференциале с полгода, потом мы сняли его для осмотра. Он две недели потерпел, потом подошел ко мне и говорит: «Валер, ставьте назад. С обычным дифференциалом ездить страшно». Ну, разницу человек почувствовал. Это все равно, что хорошие ботинки надел – после этого в плохих ходить не хочется, как говорил Жванецкий.

- Обычно самая большая проблема для изобретателя – это внедрить свое детище: найти инвесторов, организовать производство. Многие хорошие идеи оказались похоронены только потому, что у авторов не хватило сил «пробить» дорогу. Как Вам удалось преодолеть трудности?

- У нас в стране автомобилестроение отставшее, с этим никто не спорит. При этом сколько в России настоящих изобретателей! Если бы удалось их собрать и объединить – результат получился бы ошеломляющий. Но такого, скорее всего, никогда не произойдет. Не каждый выдерживает сложности поиска инвестиций и внедрения. Как только постигнет неудача – опускают руки, бросают работу, уходят. Кто все это выдержит, не бросит в течение нескольких десятков лет – тот победит.

В мое изобретение поначалу тоже никто не верил. Все считали такой дифференциал глупостью. Поэтому боялись рисковать вложениями. Я искал инвесторов по всей России, в Москве, Екатеринбурге, но нашел в Челябинске. Когда люди стали понимать, что в скором времени наша разработка станет очень востребованной, то появилось много желающих вкладывать деньги. Сейчас выстроена система, подобран коллектив и выпускается продукция.

Нашей разработкой заинтересовались метростроевцы и железнодорожники. В Тихорецке – самый большой железнодорожный завод. Мы для них сделали образец «ДАКа», они установили его в тяговую машину. Успешно испытывают, им нравится, намерены использовать его в своих машинах. КамАЗ получил два экземпляра, установил, испытания еще впереди. В Краснодаре сейчас ведется работа по внедрению этого изобретения.

Мы сделали очень серьезные вложения - в лизинг взяли оборудование, станки с программным управлением, формируем цех, чтобы делать более качественную продукцию в большем количестве. Я являюсь изобретателем этого дифференциала, и разработчиком, но сейчас уже пошла коллективная работа, у нас есть свое конструкторское бюро.

- Как подбирали единомышленников?

- Мы с друзьями занимались дельтапланеризмом, автогонками, альпинизмом, парусным спортом, сплавом по горным рекам. Многолетняя проверенная дружба и общие взгляды на жизнь – так сформировался костяк коллектива. Мои коллеги имеют вкус к жизни, и мы будем работать ради стоящей цели. Не просто хотим заработать денег и больше ни черта нас не интересует – тут другое.

Можно продавать что-то, и на разнице цен строить бизнес. А мы хотим сделать так, чтобы наше изделие было лучшим в мире. Пусть это звучит амбициозно, но… соревнуйтесь, японцы, американцы, немцы! Впереди много работы, мы видим путь, куда двигаться. Мы за два года уже хороший рывок сделали, а года через три-пять Челябинск будет родиной дифференциалов (смеется).

Беседовала Елена Дейкина