Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области: С развитием культурного туризма люди перестанут воспринимать регион только как ядерную помойку
Министром культуры Челябинской области Алексей Бетехтин был назначен весной 2010 года. До этого он работал в кукольном и камерном театрах, возглавлял челябинскую филармонию. А потом уехал в Сочи – проводить «культурную Олимпиаду» в местной филармонии. Почему Бетехтин легко променял настоящий юг на Южный Урал, как кукольный театр снабжал «ГАЗ» ферросилицием, и для чего будет создан Южно-Уральский институт искусств, он рассказал в интервью Агентству новостей «Доступ».
О НАЗНАЧЕНИИ
- Алексей Валерьевич, вопрос, который не дает покоя многим. Как Вы решились покинуть город-курорт Сочи, да еще и перед Олимпиадой?
- Сочи, конечно, замечательный город, единственный в России, находящийся в субтропиках. Безусловно, интересной была работа, связанная с подготовкой к Олимпиаде, с проведением культурной олимпиады, и мне очень повезло, что удалось там поработать. Это большая школа – год к трем, наверное. Потому что ни выходных, ни праздников, ни времени суток не дано для личных дел. Постоянно находишься на связи, телефон отключать запрещено и прочее. Я, безусловно, проработал бы там до Олимпиады, но поступило предложение из родного Челябинска. Ни секунды не жалею, что вернулся. Во-первых, вокруг родные люди, которых я знаю кого по институту, кого по театру, во-вторых, ментальность, близкая мне. И нынешняя губернаторская команда настолько адекватная, что работать приятно и комфортно.
- Правильно я заключаю из Ваших слов, что в прекрасном субтропическом городе далеко не такая комфортная была обстановка и не такая приятная команда?
- Правильно заключаете. Конечно, были люди и в той команде, за которых я был готов и в огонь и в воду, и которые отвечали тем же. Но в основном – южная ментальность, когда в глаза говорят «да-да, все здорово», а за спиной – абсолютно противоположное. Очевидно борьба за место под солнцем обостряла и веками оттачивала такие, более изощренные отношения. На Урале люди более открытые. Даже если и есть подковерные игры, то их после сочинской школы настолько видно, что они кажутся детским лепетом.
- Вас пригласил вице-губернатор Вадим Евдокимов. Вы с ним были знакомы по институту или по театру?
- Ни по институту, ни по театру. Я уже был на выпускном курсе, когда Вадим Михайлович был на первом. И в институте мы виделись, но не общались. В театре тоже практически не пересекались, потому что он как-то сразу ушел на радио. Я знал, что есть Евдокимов, он знал, что есть Бетехтин, но вместе мы не работали. Встречались – здоровались, конечно.
- То есть это не было именно дружеским приглашением?
- Нет, ничего личного. Я понимаю, что у него были определенные сомнения относительно меня, моя кандидатура обсуждалась, и решение не было принято сразу. Он взвешивал, думал, собирал сведения обо мне.
Бетехтин Алексей Валерьевич родился в 1966 году Курганской области, высшее образование получал в Челябинске и Москве: будущий министр окончил институт культуры и Российскую государственную театральную академию. Карьеру начинал в ДК «Смена» режиссером дворца. Работал в Челябинском камерном театре, возглавлял Челябинский кукольный театр, Челябинское концертное объединение. В 2002-2004 годах работал в Сочи начальником отдела культуры, директором Сочинской филармонии. С августа 2004 года – заместитель министра культуры Челябинской области. С 2009 года и до последнего времени работал в Сочи в должности директора Сочинской филармонии. С мая 2010 года – министр культуры Челябинской области.
- Когда мы с Вами встретились для интервью впервые, Вы всего девять месяцев как возглавили кукольный театр. Помню ваше возмущение «наследством» – «Это кто же придумал красить фойе детского театра в цвет «буря в пустыне»! Прошло много лет. Не жалеете что по сей день не остались директором кукольного, который так сильно любили и так рьяно возрождали, несмотря на трудности перестройки?
- Было такое. Хотелось сделать из кукольного игрушку, конфетку. Но проекты надо делать и идти вперед, их перерастаешь. Сейчас я бы повесился с тоски. Хотя иногда я скучаю по тем временам, которые сейчас кажутся более добрыми.
Когда мы ездили на гастроли со спектаклем «История любви», когда труппа театра жила предвкушением, что вот сейчас зал откроем, стену сдвинем и так хорошо заживем! Это объединяло, несмотря на то, что мало зарабатывали и были постоянные трудности. Тогда была система взаимозачетов, нам периодически помогал Александр Аристов (председатель совета директоров, совладелец Челябинского электрометаллургического комбината. – Прим. АН «Доступ»), давал нам ферросилиций. Мы его возили на Горьковский автозавод, там нам давали «Волги», мы меняли их на консервы, продукты. Помню, мы год проработали на взаимозачетах. Тогда на «ГАЗ» коммерсанты поставляли по один-два вагона ферросилиция. И тут вдруг появляется челябинский театр кукол и закрывает годовую потребность в этом сырье! Мне так понравилось, когда с автозавода пришел запрос, будет ли кукольный театр его поставщиком и в следующем году.
НАСЛЕДСТВО, КОТОРОЕ ДОСТАЛОСЬ...
- Хочу снова спросить Вас о «наследстве». Какие достижения достались от прежнего правительства?
- Художественно-музыкальное образование Челябинской области не просто находится на высоком уровне, но и статистически превышает общероссийский уровень. Например, по количеству детей, которые ходят в школы искусств. В области 133 школы искусств: музыкальные и художественные, в них занимается в среднем 14,7% от общего числа учащихся региона. А по России – всего 10 с небольшим процентов.
У нас довольно неплохо укомплектованы библиотеки и библиотечные фонды. Несмотря на то, что Челябинская область одна из наиболее пострадавших в экономическом кризисе, потому что мы «завязаны» на металлургию, удалось этот потенциал сохранить. Построен по последнему слову «музейной техники» краеведческий музей. Надо сказать, что в те годы он был единственным музеем в стране, для которого здание специально строилось, а не переделывалось из старого. Сейчас он стал брендом региона и дает нам возможность осуществлять большие проекты – выставки «Сокровища Московского кремля», «Третьяковская галерея», сейчас работает выставка Государственного исторического музея.
Челябинская область – театральная. Этот потенциал также удается сохранять.
Вообще политика региональной культуры выражена в таком девизе: «Обеспечение доступа жителей области к лучшим образцам культуры и искусства. Так вот доступ осуществляется планомерный и полномасштабный. Столица Южного Урала имеет все виды и жанры искусств. Так сказать, необходимый набор для воспитания зрителя, слушателя, читателя.
- А какие проблемы унаследовали как министр?
- Проблемы с режиссурой. И не потому, что режиссеров нет. Слабое финансирование постановочной части, особенно в последние два года. Иногда завидую другим регионам, куда приезжают дорогостоящие режиссеры, и после этого театры завоевывают «Золотые маски». Мы пока больше в своем соку варимся.
Очень острая проблема с закреплением театральных кадров. Многих сейчас выращиваем «на месте»: актеров-кукольников, театральных художников, балетников, танцоров разных направлений. Всех выпускаем, но проблема задержки людей, их «привязывания» к месту, к сожалению, не решена. Всему виной квартирный вопрос. Долгие годы работала квартирного типа гостиница «Актер», потом ее успешно приватизировали все, кто там квартировал. И людям просто негде жить. Четыре миллиона ежегодно тот же оперный театр выделяет на оплату съемного жилья, две квартиры в год можно было бы купить на эти средства или зарплату повысить.
В результате область примерно 15 лет вкладывает деньги в подготовку тех же музыкантов: семь лет музыкальной школы, потом музучилище, потом институт или академия культуры. После этого другая область, которая не вложила в него ни копейки, дает ему квартиру за 1,5 млн. рублей, и он туда уезжает. А мы разводим руками и говорим: «Где же мы денег возьмем?..»
- А как дела со строительством дома для артистов?
- А никак. Его еще строить и не начинали. Когда Петр Иванович Сумин сказал: «Давайте строить дом», – мы сорвались и начали искать под него место. Искали в центре долго и упорно, год потратили, чтобы это место, в результате, не найти. Потом согласились на северо-запад. И тут неожиданно грянул кризис, все остановилось. Кризис и сегодня не ушел, хотя стали жить получше, но того обещанного дома как не было, так и нет.
Я слышал – подчеркиваю, слышал, но не видел ни одной бумаги, о том, что прежним правительством было принято решение, что дом не будут строить, а станут выкупать квартиры в разных домах. Но нет ни одной бумаги. А новое правительство пока этот вопрос не рассматривало.
Ведомственное жилье необходимо. Единожды приобретя этот фонд, мы могли бы хотя бы эти 4 млн., которые сегодня тратит оперный театр на съем жилья, отдавать людям. Создать отдельную программу ипотечного кредитования, чтобы молодой актер, придя в театр, уже начал с увеличившейся зарплаты эту ипотеку гасить. У нас появились бы средства, которые, сейчас, к сожалению, расходуются не туда.
- На сколько процентов область сейчас дотирует театры?
- Чтобы было легче представить. Стоимость билета, допустим, в оперный театр 150 рублей. А на самом деле, чтобы оправдать расходы на постановку, он стоит 800 рублей. Получается, что 650 рублей каждому пришедшему в театр дает бюджет Челябинской области. Театр оперы и балета имени Глинки дотируется на 90%, драмтеатр, ТЮЗ и камерный театр – на 70%. Оперный – самый затратный, потому что внутри него еще три театра: сама опера, балет и оркестр. Да, еще есть хор, фактически четвертый театр.
Филармония примерно 50% средств зарабатывает сама. Органный зал отдельно не просчитывался, он входит в систему государственного концертного объединения (филармонии. – Прим АН «Доступ»), план по доходам у зала - 7 млн. рублей, а какая расходная часть, сказать сразу затрудняюсь, нужно делать вычеты из общих сумм затрат филармонии. Но думаю, органный зал играет большую роль в финансовой наполняемости филармонии по тем же причинам, по каким оперный проигрывает. Один-два исполнителя в органном зале – уже концерт.
ПРО ОРГАН
- И кстати, про орган. Что делается сейчас?
- Идет процесс передачи здания бывшего кинотеатра «Родина». Консультанты, которых мы приглашали, сделали приблизительные расчеты по работам, которые предстоит провести в здании «Родины» для переноса туда органа. Как говорит глава фирмы «Германн Ойле» Иржи Коцоурек, нужно «опустить» зал на один этаж ниже, сейчас необходимо заказать акустический проект. Но все эти работы не подразумевают какой-то сногсшибательной виртуозности. Церковь Александра Невского перед размещением органа проходила те же самые процедуры.
Мы надеемся, что до Нового года произойдут две вещи. Собственно передача здания и подготовка проектно-сметной документации, включая акустику, отделку внутреннюю и наружную, и так далее. Надеюсь, что мы успеем провести конкурс среди проектных организаций на эти работы, и что выбранная организация успеет сделать это все с учетом согласований с фирмой «Германн Ойле», которая будет переносить орган. В техническом задании, которое мы будем размещать на конкурс, будет обязательное условие – привлечение «Германн Ойле» как специалистов-консультантов. Кто бы ни выиграл – фирма будет консультировать.
- Во сколько обойдется акустический проект?
- Когда мы беседовали с проектировщиками, они оценили все работы по проектированию в 6 млн. Это немного для той работы, которую предстоит сделать.
- А Вы сами-то рады, что орган нашел «Родину» или предпочли бы, чтобы для инструмента построили новое здание?
- Безусловно, рад, что нашли. Неопределенность жутко нервировала. Вплоть до того, что спать не мог какое-то время, я даже вице-губернатору жаловался, что мне орган уже снится. Было бы лучше, конечно, построить новый зал, но не факт что это лучше сейчас для нашей экономики с учетом того, что у нас дефицит бюджета в несколько миллиардов рублей. Строительство нового зала стало бы бременем для области и даже перерасти в долгострой. А это опасно и для инструмента, и для общей культурной атмосферы города
О НЕПРИЯТНОМ
- В последние несколько лет забастовки артистов в оперном театре были почти так же регулярны, как и премьеры. Стоит ли ждать акций протеста в новом сезоне?
- Есть в театре, как и любом коллективе, люди которые пытаются взять на себя лидерство и возглавить противостояние. Из-за таких, бывает, страдают невинные талантливые ребята, которые готовы работать. Они просто развернутся и уйдут, а подстрекатели останутся. Лидер профсоюза оперного, насколько я знаю, сейчас в декрете, может быть, поэтому в театре потише стало.
А с другой стороны, руководитель должен уметь «разруливать» эти конфликтные ситуации на месте. Нужно сразу людям рассказывать и показывать, буквально на доске мелом: вот какие деньги у нас есть, и вот, как мы их делим. Конечно, они возмущаются, если доходит информация, что театр заработал столько-то миллионов рублей, получил грант на такую-то сумму, а куда дели? Надо наглядно объяснять куда: им же на надбавки, на ремонты декораций, на рекламу, которая никогда не финансируется бюджетом, а идет за счет собственных средств и так далее.
- Как «Манекен» поживает?
- Нормально они поживают, в Америку вот съездили. Я общаюсь и с Юрием Бобковым, и с Сашей Березиным (руководитель и главреж театра. – Прим. АН «Доступ»). Пока у них все нормально, никаких акций протеста не ожидается. Финансирование «Манекена» приведено в соответствие с современным законодательством. Теперь никто не разрешит мэру, как это было несколько лет назад, дать денег театру столько, сколько он хочет. Конечно, «Манекену» стало тяжелее, кто отрицает. Но областные театры стали жить по этим правилам гораздо раньше.
- Что будет со златоустовским Домом культуры железнодорожников? Неужели так и достанется тому, кто даст на аукционе больше, и неважно, под какие цели его купят? Я знаю, Вы были на месте, осматривали здание…
- Аукцион не состоялся, потому что заявок на него не было подано, в том числе и от «Свидетелей Иеговы». О следующем аукционе пока речи не идет, насколько я знаю. К сожалению, не в функциях министерства культуры покупать дома культуры для муниципалитетов. Но этим вопросом уже занимаются два вице-губернатора: Олег Грачев и Вадим Евдокимов, принимает активное участие в решении проблемы председатель Заксобрания Владимир Мякуш. Знаю, что все они будут выходить на руководство ЮУЖД с тем, чтобы ДК передали муниципалитету безвозмездно. А если этого не сделать, через 10 лет в этот район страшно будет зайти. Сейчас в кружках, которые пока ютятся в школе, занимаются 400 ребятишек. Если им не вернуть ДК, новые дети уже пойдут на рельсы, откручивать болтики, потому что им некуда будет больше податься. И железная дорога тоже должна это понимать
О БЛИЖАЙШИХ ПЛАНАХ
- Челябинской области было мало Академии Культуры? Зачем было принято решение создавать Южно-Уральский институт искусств?
- В Челябинской области ребята, которые получали художественное образование, не могли найти высшее звено обучения: им приходилось уезжать в Красноярск или Санкт-Петербург. Талантливые люди уезжают доучиваться и там же находят работу.
Вот первый выпуск театральных художников – ни одного в южноуральском театре нет, уехали получать «вышку». Актеров-кукольников ни одного не осталось, по этой же причине. Обидно. Чтобы убрать эти просчеты, задумали объединить институт музыки с его музыкальной школой, художественное училище и колледж культуры – в одно заведение: Южно-Уральский институт искусств, юридически объединение произойдет в этом году. Нас упрекали, что мы делаем параллельную структуру с федеральным вузом – Академией культуры, но нам нет никакого резона делать одно и то же. Мы откроем академическое высшее, чтобы художники могли обучаться здесь, исполнительские отделения. Будем придерживаться сбалансированной политики.
- Кто станет ректором нового вуза?
- Скорее всего, исполняющий обязанности ректора ЧИМа Павел Костенок. А директора художественного колледжа и колледжа культуры станут деканами факультетов.
- Какие фестивали и гастроли ждут Челябинскую область в 2010-2011 годах?
- В апреле 2011 состоится открытый фестиваль народных культур «Синегорье». Пока афишу фестиваля я не знаю, безусловно, будут коллективы высшей пробы. К нам уже приезжали и «Березка», и хор Пятницкого. Планируем гастроли оркестра Мариинского театра, с «Пасхальными вечерами» ждем Валерия Гергиева. Ведутся переговоры по поводу продолжения фестиваля «Спиваков приглашает», но возможно, ограничимся только гастроялми оркестра «Виртуозы Москвы».
- Возродится ли оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет..»? Ведь собирались ежегодно проводить его, как фестиваль памяти великой певицы?
- Минкульт не решает самостоятельно, кого приглашать, мы рассматриваем заявки наших учреждений. Заявки были сданы до 1 сентября, перечень сформирован с 36-миллионным дефицитом. И фестиваля Ирины Архиповой в перечне 2010-2011 годов нет, театр не подал заявку. Хотя, конечно, была мысль, что после ухода Ирины Архиповой у нас будут собираться ее ученики. Этот фестиваль много дал нашей области, особенно оперному театру, поскольку сильнейшая оперная труппа в Челябинске сформирована, в основном, за счет этого конкурса.
- Когда в регионе начнется «культурный туризм»?
- Если все получится, то структура, которая займется туристической привлекательностью области целенаправленно, должна быть создана в начале 2011 года. Работа, конечно, не на 12 месяцев. Но мы все заинтересованы в том , чтобы Челябинская область сняла с себя статус ядерной помойки. У нас потрясающе богатая природа и история, у Алтая – раза в два меньше мест для туризма. Но Алтай 15 лет уделял внимание своей раскрутке, Тобольск, который при СССР был дырой полнейшей по части туризма, пиарил себя 10 лет. А мы в самом начале пути. Мы намерены развернуть программу по историческим местам: Верхнеуральск, Троицк, Златоуст, Кыштым, Касли, Сатка. Конечно же, Аркаим, остров Веры на Тургояке и Игнатьевские пещеры. Пока южноуральские школьники выезжают на каникулы на Верхотурье. Мы должны сделать все, чтобы уже в ближайшее время они посещали исторические места региона.
Беседовала Екатерина Минеева
на рассылку dostup1.ru