Николай Живец, замруководителя ЧОО Всероссийского общества автомобилистов: Челябинск тонул в пробках, но его успели вовремя спасти. Пришло время двигаться дальше

Интервью
7 июня 2010 года, 18:06

Для настоящего водителя автомобиль не средство передвижения, а состояние души. Привести ее в смятение может как мелкая поломка, так и серьезная аварийная ситуация на дороге. Избежать подобных участей могут владельцы, не только знающие толк в машинах и ПДД, но и знакомые с таким понятием, как «культура вождения». Еще в далеком 1973 году постановлением Совета министров СССР было организовано общество, объединяющее счастливых владельцев Жигулей, Москвичей, Волг, которое начало целенаправленно начало заниматься моральным воспитанием своих членов – Всероссийское добровольное общество авто-, мотолюбителей. В этом же году в Челябинской области появилось его региональное отделение. И если в годы «застоя» оно помогало своим членам в основном дефицитными запчастями, то в новейшей истории России сосредоточило свои усилия на правозащитных функциях. О том, почему так произошло, что общего между челябинскими и египетскими водителями, и какие положительные черты есть у финансового кризиса, Агентству новостей «Доступ» рассказал заместитель руководителя Челябинского областного отделения общественной организации Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец.

- Николай Иванович, что представляет сегодня собой южноуральское отделение ВОА?

- На сегодняшний день оно насчитывает около 12 тыс. членов. В основном, это люди, которые пользуются услугами наших автошкол, автостоянок, экспертных бюро и юристов. В связи с введением новых законодательных актов, напрямую касающихся автомобилистов, возникло множество проблем, которые можно решить, только объединившись, жестко отстаивая свои законные интересы.

Поэтому сегодня основная роль – правозащитная: после введения закона об обязательной гражданской ответственности по ОСАГО у многих наших автовладельцев начались проблемы с получением выплат. Так что вся наша юридическая служба сейчас в основном по этим вопросам и работает.

Есть у нас, к примеру, и аварийные комиссары, которые бесплатно выезжают к членам общества, чтобы помочь не совершить ошибок в самом начале – при оформлении документов на месте ДТП.

- В России год от года растет число общественных акций с участием автомобилистов. Как Вы считаете, с чем это связано?

- Резким повышением уровня автомобилизации общества. Автомобилисты – это наше население, люди со своей гражданской позицией. Заинтересованные, неравнодушные люди поднимают проблемы, обсуждают их, предлагают пути решения. А есть те, кто варится в своем соку, а за помощью обращается, когда уже, как говорится, прижало.

Есть, конечно, автовладельцы, равнодушные ко всему происходящему, но их с каждым годом становится все меньше. Во многом благодаря интернету, который значительно упрощает обмен информацией, поиск единомышленников, создаются активные группы, способные повести за собой неравнодушных.

- На Ваш взгляд, насколько актуально в наше время такое понятие, как «культура вождения», и знакомы ли с ним челябинские водители?

- Культура вождения не отдельно взятая тема, это культура поведения в обществе! Воспитать культурного водителя очень сложно, а вот помочь водителю быть культурным позволяют хорошие дороги, внятная разметка, грамотно установленные дорожные знаки.

В этом смысле челябинским водителям очень повезло, что все годы своего восьмилетнего пребывания на посту главы южноуральской столицы Михаил Юревич сам ежедневно ездил за рулем своего автомобиля и видел проблемы наших дорог глазами обычного водителя, а не пассажира. В результате сложилась нормальная продуктивная цепочка: «хочу – могу – умею». Мэр-водитель хотел ездить по нормальным дорогам, видел и знал, где надо сделать их шире и ровнее. Глава города смог найти финансы и мобилизовать специалистов на решение задачи повышения пропускной способности проблемных перекрестков и дорог. И получилось не так, «как всегда», а именно – лучше! Благодаря этому город не задохнулся в пробках.

Позитивные изменения налицо: появились местные уширения проезжей части, на многих дорогах трамвайные пути обложили плиткой, сделали на одном уровне с проезжей частью, поэтому стало возможным их использование для движения, в разгаре строительство новых транспортных развязок. Ну, а с учетом открывшихся перспектив есть все основания надеяться, что дорожная ситуация улучшится и в области в целом.

- Ну, здесь наверняка свои отрицательные коррективы внес мировой финансовый кризис…

- Финансовый кризис при всем его негативе весьма вовремя «тормознул» вал автомобилизации. Сейчас машин ставится на учет в разы меньше, чем в прошлые годы. У нас появилась небольшая передышка, и руководство города ее практично использует, увеличивая объемы дорожного строительства. В перспективе это поможет избежать транспортного коллапса. Буквально лет десять назад Челябинск уже начинал тонуть в пробках, но тогда его успели вовремя спасти.

- А как оцените работу в этой системе такого неотъемлемого звена, как ГИБДД?

- Позитивные сдвиги в этой сфере однозначно есть. Когда в Челябинске начался бум дорожного строительства, большую работу провели и организаторы дорожного движения – появилось много дорожных знаков. И что меня больше всего радует в работе ГИБДД, так это творческий подход. Ведь бывают случаи, когда знак реально мешал, и они его убирали.

- И все-таки развитие взаимоотношений между водителями и сотрудниками ДПС оставляет пока желать лучшего…

- Проблема, на мой взгляд, существует даже у законопослушных водителей. Ведь водители ездят по правилам дорожного движения, а сотрудники ГИБДД работают по административному Кодексу. Понятно, что ПДД рассматриваются через призму последнего. Если за запрещенный обгон предусмотрено лишение водительских прав, то это проблемный вопрос, которому ГИБДД уделяет особое внимание. И, наверное, правильно делает.

Вообще, ужесточение ответственности, как правило, приводит к положительным результатам. Именно поэтому мы практически не поддерживаем акции против повышения штрафов, поскольку водители не понимают меру своей ответственности. Они забывают, что управляют средством повышенной опасности, а их недальновидные поступки приводят к трагедиям, ломающим судьбы чужих людей. Что же касается тех, кто относит себя к разряду малоимущих, – так, извините, не нарушайте.

- Еще будучи мэром, Михаил Юревич – во время недавней встречи с сотрудникам Челябгортранса – прямо дал понять, что в будущем городская администрация сделает акцент именно на муниципальном общественном транспорте, сократив на основных магистралях количество «маршруток», которые ежегодно обновляют рекорды аварийности. Насколько эта мера оправдана?

- С точки зрения потребителя, я обеими руками поддерживаю такую инициативу. Во-первых, по вместимости один троллейбус – это примерно пять, а то и больше, «маршруток», во-вторых, водитель троллейбуса как минимум правильно обучен, знаком с ПДД и, перед тем как заступить на смену, проходит медосмотр.

Главное – грамотно подойти к решению данного вопроса, например, выделить троллейбусам отдельную полосу для движения. «Маршрутки» сейчас ведь хороши только тем, что ездят побыстрее, нарушая при этом ПДД – останавливаются во втором ряду в угоду пассажирам. Остановки они забивают «под завязку», впрочем, как и свои салоны в час пик. «Маршрутки» – это атрибут развивающихся стран, таких как Египет или Турция. А мы видим, с какой завидной регулярностью там происходят жуткие ДТП. Это говорит о том, что нам надо идти другим путем.

Беседовал Иван Яцков