Виталий Зяблин, заместитель директора Крупяной Компании «Увелка»: Амбиции двигают бизнес вперед

Интервью
13 апреля 2010 года, 15:53

Крупяная компания «Увелка» - современное предприятие, расположенное на юге Урала. Пожалуй, не найти на карте России города, где бы не было на полках магазинов ярких коробок «Увелки». На этом предприятии ко всему строгий подход. В цехах чистота, оборудование последнего поколения, все четко отлажено. Казалось бы, никакие потрясения в экономике не могут повлиять на уверенную стабильность компании. Однако и такому предприятию пришлось столкнуться с определенными трудностями. Что делать, чтобы сохранить свои позиции в сложные времена? Рассказывает заместитель директора крупяной компании «Увелка» Виталий Зяблин.

- Виталий Владимирович, Сейчас на всех встречах, деловых или неформальных, люди бизнеса делятся своими «антикризисными» историями. Рассказывают, как тому или иному предприятию удалось или не удалось пережить экономический кризис. А как Крупяная компания «Увелка» переживает трудные времена?

- 2009 год был непростым для всей экономики. И мы не стали исключением. Была поставлена задача сохранить объемы на уровне 2008 года и концу 2009 мы вышли на свой докризисный уровень. Так что, я думаю, самые трудные времена мы уже пережили.

- Значит, преодолели кризис с малыми потерями. Как это удалось?

- Здесь два фактора. Наш продукт востребован народом, ведь каши – традиционное блюдо для России. Плюс хорошая репутация компании. Еще до кризиса мы завоевали своего потребителя. Точного плана действий по преодолению кризиса изначально не было, но нам удалось найти и применить именно те меры, которые в итоге оказались самыми точными и эффективными в условиях спада.

- Какие, например? Поделитесь успешным опытом.

- Например, хороший финансовый эффект дало нам изменение в системе поставок импортного сырья – оно стало дешевле при том же качестве. Раньше мы работали с российскими посредниками, которые покупали рис за границей и продавали в России. Но в кризис качественный рис возить перестали – из-за падения спроса. Нам не хотелось переходить, как все наши конкуренты, на более дешевый и менее качественный рис. Пришлось быстро решать этот вопрос. Сейчас мы напрямую работаем с ведущими мировыми производителями риса и возим его из Тайланда и Вьетнама. Так что наша продукция – продукция от лучших производителей риса в мире. На очереди Уругвай и Аргентина – хотим организовать поставки сырья из Южной Америки.

- Значит, кризис даже помог компании, подтолкнул к поиску новых путей?

- Конечно. Пережить это время без особых потерь нам помогла экономия – большая эффективность при меньших затратах. Я не только о прямом контакте с поставщиками. Мы внедряем на предприятии систему «Бережливое производство», в которой участвуют многие сотрудники. В компании проанализировали и оценили эффективность использования рабочих мест и рабочих площадей, обучили персонал, пригласили экспертов из Голландии. В результате удалось значительно сократить производственные затраты, сэкономить серьезные средства.

- А куда были направлены сэкономленные средства?

 - В 2009 году мы активно расширялись. У нас в Крупяной компании «Увелка» прошла полная реконструкция одного из цехов по производству круп, его оснастили современным оборудованием производства Кореи. А для хранения резервного зерна возвели четыре дополнительные емкости на тысячу тонн.

- Вы расширяете производство. А ассортимент останется пока прежним?

- Ну, почему же – вовсе нет. В конце весны мы выпускаем новый вид продукции.

- Сейчас многие мечтают сохранить то, что есть. Не говоря уже о развитии...

- Было принято решение – занять всю нишу, связанную с крупой, чтобы любой покупатель мог найти «свой» продукт от «Увелки» на полке в магазине. Мы проанализировали рынок, посмотрели продукцию конкурентов, просчитали все риски и рентабельность, взвесили «за» и «против». И приступили к разработке нового вида каш – овсяных хлопьев с ягодами и фруктами. Могу даже озвучить название новой каши – «Сиюминутка». И если сейчас под брендом «Увелка» выпускается 83 ассортиментные позиции, то с новым видом будет 92.

- Чем она будет отличаться от других подобных каш?

- Своим высоким качеством. Мы вообще качеству придаем особое значение, в крупяной компании «Увелка» есть своя современная лаборатория. У нас собственные требования к качеству крупы, которые даже превосходят ГОСТ. Многие производители считают, что потребитель не разбирается, натуральный продукт или напичканный химией. А раз так – чего создавать себе трудности, работая над качеством... У нас политика другая – мы делаем качественный и натуральный продукт не ради проверок надзорных органов – у нас внутренняя цензура. Так что новая каша будет отличаться от остальных, прежде всего, своей натуральностью. И замечательным вкусом. Несколько месяцев наша дегустационная комиссия вела поиск оптимального варианта «Сиюминутки». И все ради лучшего вкуса. Ингредиенты мы закупаем напрямую у компании, которая производит сушеные натуральные фрукты и ягоды – качество отменное. А цена у нашей «Сиюминутки» будет средняя по рынку.

- Когда же уже можно будет попробовать и сравнить?

- Уже в мае мы планируем ее выпуск, и наши партнеры начнут получать на склады новый продукт. А летом мы познакомим с ним покупателя. Чтобы осенью, когда начнутся активные продажи, «Сиюминуткой» было охвачено как можно больше торговых точек, чтобы ее уже узнавали потребители.

- Наверное, уже сейчас можно прогнозировать успех новой продукции. Еще и потому, что крупа в кризис самая демократичная еда – недорогая и питательная. Однако ситуация с зерном в прошлом году была тревожная – урожай оказался низким.

- Прошлый год действительно выдался неурожайным. Засуха в Поволжье сделала свое дело – гречихи и пшена в этом году было катастрофически мало. Остро встал вопрос с сырьем. Пришлось покупать зерно на Алтае, чтобы дожить до нового урожая. Но нам удалось даже в неурожайный год полностью обеспечить наше производство всем необходимым сырьем для бесперебойной работы.

- А будут ли из-за нехватки зерна изменяться цены? Готовая продукция будет дорожать?

- Нет. В этом году мы не планируем повышать цены на продукцию. Во-первых, мы хотим сохранить свое лидирующее место на рынке. А во-вторых, чувствуем ответственность перед потребителем. Наверное, неправильно было бы повышать цены теперь, когда люди считают каждую копейку. Мы решили пойти по более трудоемкому, но и более правильному, на наш взгляд, пути. Не цены повышать, а объемы продаж. На этот год поставлен план – увеличение количества продаж на 50%.

- На слишком ли амбициозно? Тем более сейчас.

- Здоровые амбиции двигают бизнес. Если хочешь остаться на рынке, надо двигаться вперед. Сейчас активно развиваем каналы сбыта, ищем новые и активизируем уже сложившиеся. Прежде всего, это выражается в привлекательных предложениях для партнеров – дистрибьюторов, оптовиков. В десятках городов России проводится масштабная рекламная компания, которая направлена на увеличение сбыта. Компания отработала первый квартал, отработала мощно и слаженно. Программа мероприятий, которую мы приняли для рывка, в целом оправдала себя. За первые три месяца года мы продали продукции больше, чем за тот же период в докризисном 2008. И это при том, что 2008 год был самым удачным в истории компании, были небывалые объемы продаж. И это вдохновляет на покорение новых вершин.