Константин Абрамчук: Альтернативы метрополитену нет. Все вложенные миллиарды себя оправдают

Интервью
27 октября 2008 года, 15:11

Нужен ли метрополитен Челябинску? Все время, пока ведутся работы – а это, без малого, 16 лет – мнения звучат самые разные – от народного «да закопать это все дешевле выйдет» до правительственного «мы думаем о будущем».

Руководство Челябинской области подкрепляет слова делами: в ближайшее время уставный капитал общества будет увеличен в 19 раз. О том, зачем региональное правительство укрепляет свои позиции в ОАО «Челябметрострой», как оценивают перспективы стройки в Ростехнадзоре, почему скоростной трамвай не решит проблему пробок в южноуральской столице, и почему челябинцы просто обязаны дожить до светлого момента запуска метро, Агентству новостей «Доступ» рассказал генеральный директор ОАО «Челябметрострой» Констатин Абрамчук. 

- Константин Владимирович, где «копаете» сегодня, и что успеете сделать до конца года?
 
- Работы сегодня ведутся на Комсомольской площади – там сооружается сама станция и сейчас решается вопрос об очередном этапе строительства – переносе дороги и строительстве объездного пути. К концу года мы все-таки планируем закрыть проспект Ленина от улицы Горького до улицы Рождественского. Очень надеюсь, что нам удастся завершить эти работы в текущем году. Все зависит от финансирования.
 
- То есть разразившийся кризис может все испортить?
 
- Кризис, безусловно, повлияет, потому что мы – отрасль дотационная, то есть государство помогает за счет дополнительных доходов. Конечно, если бюджет будет плохо пополняться, то, возможно, это коснется и нас. Государство сейчас принимает меры, так что будем надеяться, что в этот раз не произойдет того, что было в девяностых, когда кризисы колоссально отбросили метрополитен назад.
 
Сегодня мы готовы осваивать по четыре-пять миллиардов рублей, но сегодня таких денег никто не выделяет. В чистом виде на строительные работы в этом году планируется потратить 600 миллионов рублей, почти вдвое больше, чем в прошлом году. На 1 октября мы освоили около 400 миллионов рублей.
 
- А в пройденных метрах это сколько?
 
- Если говорить о пройденных метрах, то пройдено 700 метров: чуть более половины из них – буро-взрывным способом, и около 300 метров – тоннелепроходческим комплексом. Кстати, на сегодняшний день комплекс находится уже за перекрестком Ленина – Артиллерийская, с 8 августа он прошел уже 164 метра.
 
Активная работа идет на Торговом центре. Там ведется проходка перегонных тоннелей в сторону проспекта Победы, строительство станции – а именно наклонного хода. Если говорить географически: тоннель находится в ста метрах от пересечения улиц Кирова и Труда, в конце февраля 2009 года мы планируем уже сбиться с этим вентиляционным стволом и пойти в сторону проспекта Победы.
 
На проспекте Победы работает наша подрядная организация, идет расконсервация – а объект ранее был заморожен, ведутся подготовительные работы.
 
- Много говорилось о том, что одного тоннелепроходческого комплекса откровенно мало. Планируется ли приобретение еще одного, и если да, то у кого? 
 
- Потребность в этом комплексе существует, и на это выделены определенные ресурсы, сегодня идет подготовка к проведению конкурса. Этот вопрос сейчас серьезно обсуждается на самых «верхах», проходят технические консультации для определения поставщика. Сроки пока не определены, сегодня идет формирование технического задания.
 
Говорить о каких-то предпочтениях рано: дело в том, что заявится не одна компания – не одни только немцы, но и канадцы заявятся, и французы, и американская компания. Это будет открытый конкурс, в котором победит сильнейший: то есть та компания, которая уложится в заявленное техническое задание и предложит нам оптимальную цену.
 
- Следовательно, опять все упирается в деньги? А если в условиях кризиса в областном бюджете не будет достаточно средств, опять все «заморозим»?
 
- Мы надеемся, что все будет с точностью до наоборот. И для этого сегодня проводим эмиссию: уставный капитал ОАО «Челябметрострой» в начале следующего года будет увеличен в 19 раз – до 190 миллионов рублей.
 
Сегодня правительство Челябинской области усиливает свои позиции в открытом акционерном обществе «Челябметрострой», тем самым укрепляя его. Область выделяет нам деньги на приобретение горно-проходческого оборудования, которое будет работать в районе станции «Торговый центр»: это весь горный комплекс, это буровые установки, это погрузочная техника – вагоны, локомотивы и т.д. Фактически мы обновим весь парк на нашем основном объекте. В октябре уже отгружена одна буровая установка шведской фирмы Atlas Copco. Это очень серьезная техника, ее делали специально под нас – под наши геологические условия. Еще две новые буровые установки мы получим в ближайшее время.
 
Капитализация даст нам возможность наращивать объемы, использовать более широко кредитные ресурсы, обеспечит нам необходимую залоговую базу. Все это в наших условиях – и в условиях кризиса – очень даже неплохо, потому что бюджет, какой бы он ни был, всегда работает с определенными колебаниями, перекосами. Кроме того, в начале года традиционно идет «раскачка», как следствие, снижаются темпы. От этого никуда не деться, а капитализация даст нам возможность нам привлечь другие ресурсы самостоятельно.
 
- Некоторое время назад писали о проблемах с Ростехнадзором. В ведомстве говорили, что если ТПК «Ловат» начнет работать без согласованных изменений в проект, то они обратятся в суд. Как обстоит дело сейчас?
 
- Нам выдан проект на производство работ. Насколько мне известно, сегодня проектная организация заказчика ведет работу с нашей экспертизой, туда направлены определенные материалы, в ближайшее время – в первой декаде ноября – должно быть заключение экспертизы непосредственно по изменениям. И нам, и службе заказчика сделаны определенные предписания, но пока речь о приостановке работ не идет.
 
- Разработаны ли планы на 2009 год?
 
- Да, конечно, планы строим. Объемы должны увеличиться, как минимум, в два раза. По крайней мере, задача стоит именно такая.
 
- Константин Владимирович, и все-таки, не проще ли закопать это все и построить, например, сабвей?
 
- Вы знаете, очень много поступает предложений по замене метро каким-либо иным видом транспорта – скоростным трамваем, сабвеем, монорельсовой дорогой… В условиях Челябинска реализовать эти проекты именно с целью решить транспортную проблему в центре города невозможно.
 
Дорога сегодня ограничена, и зоны для движения того же трамвая тоже имеют определенные требования. Ну, представьте. Если говорить о монорельсовой дороге, она может быть проложена на уровне второго-третьего этажей, что наверняка будет некомфортно для жителей.
 
Что касается скоростного трамвая, по моему мнению, технической возможности нет. Не будем про Москву говорить, возьмем Екатеринбург: хоть что там придумай на земле – ну, не решается проблема. Даже если вы поедете на скоростном трамвае – он идет по тем же улицам, которые забиты машинами, а они сегодня занимают все полосы движения, включая трамвайные. Откуда возьмется скорость у этого трамвая? Если теоретически думать о том, чтобы огородить рельсы, тогда мы сужаем движение. Следовательно, опять же не решаем проблему пробок. Это такие очевидные вещи…
 
Или другой проект, городской экспресс – электричка, которая огибает город, сегодня он вообще не рентабелен. Шума было много: мол, это будет чуть ли не альтернатива метрополитену… Сегодня практически никто на нем не ездит, потому что неудобно.
 
Если учитывать опыт других городов, которые развивают разные виды транспорта, то в условиях городской застройки альтернативы метрополитену вообще нет. Потому что все, что существует на земле, в условиях нашего резко континентального климата подвержено воздействию погодных условий и не решает проблему скоростного движения. Метрополитен же вообще никак не завязан на погодные условия.
 
Да и вся мировая практика говорит о том, что альтернативы метрополитену сегодня нет. Использование подземного пространства в условиях городской застройки самое перспективное сегодня направление. И все деньги, которые туда вкладываются, более чем оправданы.
 
- А доживем ли мы до пуска метро в Челябинске?
 
- Необходимо понимание всех, что этот вопрос очень важный, и его надо решать на всех, на разных уровнях.
 
Более того, нам уже сегодня надо думать о подготовке кадров не только для строительства, но и для эксплуатации, надо уже сегодня заниматься архитектурными делами, создавать инфраструктуру, думать о перспективах развития метрополитена.
 
Наши четыре станции, я уверен, это только начало, как обычно, самое сложное. Запустим этот участок, создадим инфраструктуру, эксплуатацию, кадры – а пристраивать метро будет гораздо проще. И дешевле.
Ольга Бороденок