Валерий Некрасов — последнее интервью: Среди поставщиков медикаментов идет крайне острая конкурентная борьба

Интервью
23 ноября 2009 года, 14:17

Исполнительный директор Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Валерий Некрасов, убитый накануне, 22 ноября, в Сатке, в последние месяцы активно занимался торгами по закупу медикаментов для лечебных учреждений региона. Об этом он говорил и в своих выступлениях на совещаниях, в том числе и в четверг, за три дня до гибели – на заседании правительства Челябинской области Некрасов рассказывал об исполнении бюджета ФОМСа за 9 месяцев 2009 года. В середине октября глава ФОМСа дал одно из последних своих интервью. Интервью выставлено на сайте ФОМСа, приводим его текст полностью.

- Валерий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, чем обусловлена необходимость проведения торгов по закупу медикаментов для лечебных учреждений?

- Обеспечение медицинских учреждений Челябинской области медикаментами – это одна из статей расходов фонда. На эти цели мы ежегодно тратим более миллиарда рублей. Вместе с тем, мы считаем, что данные средства должны использоваться максимально эффективно. Не секрет, что сегодня существует множество фармацевтических компаний-производителей, не меньше и поставщиков, все предлагают свой товар, но при этом он не всегда надлежащего качества и не всегда по приемлемым ценам. Чтобы помочь лечебным учреждениям закупить медикаменты высокого качества и по низким ценам, специалисты ЧОФОМС проводят торги по закупу как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения, к которым относятся бинты, шприцы и другие расходные материалы. Данная работа ведется под контролем губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина.

- Какие плюсы это дает медицинским учреждениям?

- Прежде всего, значительное снижение цены. Объявляя торги на проведение конкурса или аукциона, мы привлекаем различных производителей и поставщиков из разных регионов страны, в ходе процедур конкуренция обостряется, в борьбе за получение заказа участники снижают цены.

- При этом учитывается качество медикаментов?

- Безусловно, в документации четко прописываются все необходимые характеристики препарата. Те фирмы, продукция которых не соответствует заданным требованиям, к участию в торгах не допускаются.

- На какую сумму при помощи торгов уже закуплено медикаментов для больниц в этом году?

- Надо заметить, что закуп медикаментов для медицинского учреждения может проводиться двумя способами: централизованно и децентрализованно — то есть когда больницы закупают необходимые медикаменты самостоятельно.

Фонд организует централизованные закупки при помощи торгов. Конкурсы и аукционы на проведение закупок для нужд лечебных учреждений на 2009 год уже закончены, заключены государственные контракты. Сегодня мы ведем подготовку к проведению торгов по закупу медикаментов на I квартал 2010 года.

В течение текущего года мы закупили лекарственных средств и изделий медицинского назначения на 945,9 млн. рублей. При этом первоначальная выставленная на торги цена составляла 1,25 млрд. рублей. Следовательно, в ходе торгов произошло снижение цены на 264 млн. рублей. Это и есть сумма экономии.

- Куда направляются эти средства? Возвращаются в фонд?

- Нет, они остаются в лечебном учреждении На эти средства и на часть средств тарифа больницы самостоятельно проводят закуп медикаментов в зависимости от потребностей и специфики лечебного учреждения.

- Валерий Геннадьевич, торги проводятся согласно какому-то списку медикаментов?

- При проведении торгов мы используем перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, который разработан на основе Территориальной программы государственных гарантий. Необходимо отметить, что этот список постоянно расширяется. Так, если в I квартале 2009 года он включал 1 211 наименований, то сегодня он включает уже 1 478 наименований, из которых 595 составляют лекарственные средства и 883 – изделия медицинского назначения. Лечебные учреждения постоянно вносят предложения по расширению этого списка в зависимости от возникающих потребностей.

- Какие трудности существуют при проведении торгов?

- Для нас трудности заключаются в том, что в силу обострившейся конкуренции активизировались поставщики и производители медикаментов. С одной стороны, это дает множество плюсов. Так, например, у нас происходили такие случаи, когда в ходе торгов стоимость одного лота уменьшалась в 100 раз.

Или недавний случай с фармацевтической компанией «Биокад». Она выиграла аукцион на поставку противоопухолевого препарата «Лейкостим» (МНН «Филграстим»). В ходе торгов стоимость лота упала с 76,3 тыс. рублей до 4,2 тыс. рублей. Согласно прайсу компании оптовая цена одной упаковки «Филграстима» составляет сегодня около 20 тыс. рублей. По итогам аукциона нам они готовы продать одну его упаковку всего за 233 рубля. Таким образом, компания, чтобы выиграть торги, готова нести серьезные убытки и поставить лекарство за такую низкую цену. Безусловно, в данном случае для нас сложилась положительная ситуация – налицо значительная экономия средств, только вот мы связываем это исключительно с желанием компании пробиться на фармацевтический рынок Челябинской области. Понятно, что в дальнейшем «Биокад» не будет работать по таким ценам, постоянно неся убытки. Но это уже сфера контроля других органов.

- То есть поставщики готовы поставлять медикаменты в несколько раз дешевле и сознательно идут на убытки?

- Да. Мы связываем это с острой конкурентной борьбой. Поставщики или производители, которые участвуют в конкурсе, не заинтересованы в том, чтобы пускать на рынок конкурентов, поэтому иногда они снижают цены ниже закупочных и работают себе в убыток, только бы получить заказ. Но главное для нас, что в таких случаях экономия может составить до 90%. Это сохранение средств для лечебных учреждений.

С другой стороны, иногда мы сталкиваемся с противоположными ситуациями. Речь идет о сговоре поставщиков. Например, когда они коллективно отказываются от снижения цен. У нас недавно был случай, когда поставщики в ходе торгов отказались снижать цены. Мы усмотрели в этом сговор и представили соответствующую информацию в УФАС по Челябинской области. Искренне надеемся, что антимонопольная служба уделит этому не меньшее внимание, чем вопросам нарушения прав поставщиков при участии в наших торгах.

Еще одна трудность – это жалобы поставщиков все в тот же УФАС. В связи с кризисом среди них значительно ужесточилась конкуренция. Те, которые не выигрывают в ходе торгов, склонны подавать на нас жалобы. Несмотря на то, что большинство жалоб не являются обоснованными, представители УФАС могут приостановить процедуры, что затягивает проведение торгов, а значит, и затягивает поставку жизненно необходимых лекарственных средств в медицинские учреждения. Безусловно, каждое ведомство должно заниматься своей работой, но от этого не должны страдать простые потребители, в данном случае – пациенты.

- Валерий Геннадьевич, как Вы оцениваете результаты данной работы за год? Какие перспективы у торгов?

- Безусловно, данная работа является очень сложной, кропотливой и требующей много времени и тщательной подготовки. В нашем фонде ее ведут сразу несколько отделов. Тем не менее, мы уверены, что ее стоит продолжать. Главный результат, которого мы добиваемся, это экономия средств. Мы экономим не для себя, а для лечебных учреждений. Фактически предоставляя им возможность за те же деньги закупить больше медикаментов, чем без проведения торгов. Кроме того, торги позволяют выдвигать к производителям и поставщикам медикаментов соответствующие требования качества препаратов. Также мы контролируем своевременность поставок лекарств в медицинские учреждения Челябинской области.

Сегодня мы рассматриваем возможности совершенствования этой работы, варианты ее улучшения. В частности, изучаем опыт коллег, например, в Кемеровской области, думаем над созданием централизованного аптечного склада, который будет распределять медикаменты по лечебным учреждениям и это далеко не все. Мы уверены, что проведение торгов на сегодняшний день необходимо для стабильного и качественного обеспечения медикаментами лечебных учреждений Челябинской области.