Виктор Трофимчук: Озерску нужны ответственные люди, которые болеют интересами города, а не тешат собственные амбиции

Интервью
27 октября 2009 года, 13:55

В правительстве Челябинской области утвердили новые  параметры оценки эффективности деятельности глав. К уже существующим показателям добавились данные по просроченной задолженности за ТЭР. Отсутствие таких долгов характеризует успешную работу органов местного самоуправления и обеспечивает своевременную подготовку к отопительному сезону. Между тем, на протяжении нескольких лет сложился список территорий, для которых долги и коммунальные проблемы стали традиционными. В числе таких территорий – Озерск, город, который, казалось бы, не должен испытывать финансовых сложностей. Но трудности возникают ежегодно, и каждый год на помощь властям приходит градообразующее предприятие. Об отопительном сезоне и роли предприятия в жизни Озерска Агентству новостей «Доступ» рассказал заместитель генерального директора по энергетике, связи и транспорту ПО «Маяк» Виктор Трофимчук.

- Виктор Васильевич, конец лета и осень прошлого года запомнились тем, что Озерск оказался на грани полного срыва отопительного сезона. И эту проблему тогда решило градообразующее предприятие ПО «Маяк» и лично Вы как один из его руководителей. Как обстоит дело в нынешнем сезоне?

- В прошлом году ситуация складывалась следующая. К июлю 2008 года у МПКХ Озерска были накоплены долги – порядка 120 миллионов рублей перед Уральской теплосетевой компанией и 140 миллионов рублей перед «Маяком». Фактически предприятие оказалось неплатежеспособным. Понятно, чтобы выйти из кризиса, требовалось время. А еще надо было принять кардинальное решение и обезопасить ситуацию на 2009 год. Мы предложили изменить схему взаимоотношений между субъектами рынка теплоснабжения. Единый тарифный орган принял предложение, в результате с января 2009 года у МПКХ остались только функции по транспортировке тепла по внутригородским сетям. Функций приобретения тепла у УТСК и перепродажи его потребителям города у МПКХ не стало.

- То есть вы исключили их как посредника?

- Да. И это позволило устранить риск оставить город без горячей воды в 2009 году.

- Но долги-то остались! Простили?

- «Маяк» терпел весь 2008 год, чтобы МПКХ, которое, кстати, на 1 января 2009 года должно было предприятию уже 192 миллиона рублей, окончательно не развалилось. В этом году МПКХ продолжает находиться в крайне тяжелом экономическом положении и даже не имело средств на подготовку своих сетей к новому отопительному сезону. «Маяк» обеспечил все работы на магистральных сетях и подготовку котельных. Тепло было подано своевременно.

- Это правильно, что вопросами горячего водоснабжения и отопления занимается градообразующее предприятие? По 131-ФЗ ответственность за подобные вопросы возложена на руководство муниципального образования.

- «Маяк» в городе больше, чем просто предприятие. Большинство жителей – либо наши работники, либо бывшие работники, либо будущие, либо члены их семей. Нам небезразлично, как они будут обеспечены и водой, и теплом, и электроэнергией. В любом случае мы отслеживаем ситуацию и стараемся на нее влиять, так было, к примеру, в прошлом году. «Маяк» никогда не отказывал городу в помощи, так будет и впредь.

- Сколько времени Вы живете в Озерске?

- Живу в городе 31 год, а работаю на «Маяке» 26 лет, сразу после окончания электротехнического института в Новосибирске.

- Так Вы сибиряк?

- Вообще-то, я родом из Южного Казахстана.

- Вот здесь чуть-чуть поподробнее. Почему Южный Казахстан стал Вашей родиной? Давайте сделаем отступление…

- Я родился в ссылке. Родителей моего отца сослали в Казахстан. Согласно знаменитой статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. И моего отца репрессировали, хотя ему только исполнилось десять лет, а реабилитировали в 1956 году. Моей матери на момент репрессий исполнилось семь лет. А поскольку я родился в 1952 году, то тоже попал под статью и был потом реабилитирован.


Виктор Васильевич Трофимчук. Родился в 1952 году в Южном Казахстане. С 1971 по 1973 проходил службу бортрадистом в военно-воздушных силах СССР. Окончил Новосибирский электротехнический институт (1978 год). На ПО «Маяк» работает с 1983 года, в должности заместителя генерального директора по энергетике, связи и транспорту – с января 2008 года. Женат, два сын, внук.


- Что же Вы запомнили из такого детства?

- Нищету, если говорить честно. А вообще, у нас весь поселок состоял из репрессированных. Отца моего воспитывали сосланные профессора из Ленинграда и даже военнопленные. Это были те люди, что поднимали Среднюю Азию, вырастили в Казахстане яблоки, виноград. До них ничего там не росло.

- Знаменитый апорт тоже репрессированные вырастили?

- И алма-атинский апорт выращивали в том числе.

- В тот момент, когда Вы приехали в Озерск, понятие «градообразующее предприятие» практически не употреблялось. Но директор комбината считался влиятельней и председателя горисполкома, и секретаря горкома...

- Уточню, тогда Озерск назывался Челябинск-65, хотя слово «сороковка» еще долго было в ходу. А комбинату принадлежала вся социальная сфера, и директор комбината, по сути, управлял бюджетом города.

- Почему же «Маяк» «упустил» город? Понятно, что социальную сферу надо было передать. А как же влияние градообразующего предприятия? Вам не было нынешним летом обидно или даже неловко за весь этот бардак в сфере ЖКХ?

- Неловко тогда, когда люди обращаются и спрашивают: «Когда же это кончится?». А ответить нечего. Пять лет представительная и исполнительная власти не могут найти общий язык, пять лет они своими действиями убеждали всех в том, что мы проблемный город. Мы стали проблемной территорией. Пять лет подряд во всех сомнительных проектах мы самые первые. И ни один проект ничем хорошим не закончился. Ответственности за то, что происходило и продолжает происходить в городе, мы с себя не снимаем. Власть выбирали горожане, в том числе и работники нашего предприятия.

- Вы меня даже не поправили! То есть согласны с тем, что я употребила слово «бардак»?

- А как же иначе это назвать? Бардак и есть бардак. Неумение двух ветвей власти договариваться. Больше всего это почувствовала на себе сфера ЖКХ. Истоки коммунального кризиса лежат во взаимоотношениях МПКХ с управляющими компаниями, точнее, в том, что эти взаимоотношения не сложились. С чего началась история вопроса? С создания управляющих компаний. Возникла проблема. Решая ее, глава города проводил одну политику, Собрание депутатов – лобби председателя Валерия Борцова – другую. В итоге пострадали простые люди. Не выстроена схема коммунальных расчетов, люди не понимают, за что платить и кому платить. Вместо того, чтобы принять взвешенное решение по единой схеме, местные власти, не договариваясь и не обсуждая, использовали население в борьбе между собой. Озерск же отличается от других городов еще и тем, что здесь очень много людей пенсионного возраста. Им сложнее всего разобраться во всех этих расчетах.

- Там, где слабая власть, всегда «сыпется» «коммуналка». Как же предотвратить политический бардак? Всем понятно, что обе ветви власти во главу угла поставили личные бизнес-интересы. Кто должен руководить Озерском?

- Ответственные люди, которые болеют интересами города. А не тешат собственные амбиции.

- А работы в городе меньше не станет? Я имею в виду печальную перспективу закрытия завода 20. Новости есть на эту тему?

- Вообще, кампания по защите оборонзаказа для завода 20 заслуживает особого внимания, поскольку речь шла о занятости уникальных людей с уникальными профессиями, высочайшей квалификации, умеющих делать то, что не умеет делать никто в стране. Когда встал вопрос о закрытии завода, громадную работу по защите людей, отстаиванию интересов города и области проделали губернатор Петр Сумин, полпред Николай Винниченко, гендиректор «Маяка», вовремя и активно вмешалась «Единая Россия». Но особую, необычно активную роль сыграли рядовые работники предприятия и не только предприятия.

- Это Вы про письма президенту и правительству?

- Да. Поверьте, идея родилась в массах. Напор, с которым люди работали в этой теме, заслуживает большого уважения. И теперь в Росатоме до конца года должна быть разработана новая концепция по стратегическому развитию ядерно-оборонного комплекса страны. Мы направили свои предложения, в которых заводу 20 отводится особое место. Это касается и реконструкции завода, и энергоемкости производства.

- Есть шанс, что Росатом примет ваши предложения и оставит завод в Озерске?

- Мы в этом уверены.

Беседовала Альбина Золотухина