Челябинские предприниматели нашли способ избежать деловых конфликтов

Экономика
15 марта 2013 года, 10:51

Представители деловых кругов Южного Урала предложили новый способ разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе ведения бизнеса, – это привлечение в качестве посредника третьей, независимой, стороны, или медиация, теме развития которой была посвящена пресс-конференция, прошедшая в областном центре, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу ЧРО ООО «Деловая Россия».

«В бизнесе не обходится без конфликтов, и в 80% случаев конфликтующие стороны идут в суд. Остальные 20% – это частности. Но как бы то ни было, мы сегодня ставим перед собой задачу – наглядно показать предпринимателям, что для урегулирования спорных ситуаций есть действительно работающий инструмент, не требующий таких временных затрат, как судебные тяжбы. Это медиация – привлечение третьей, незаинтересованной стороны как посредника», – сообщил председатель ЧРО ООО «Деловая Россия» Константин Захаров.

Предприниматель подчеркнул, что сохранение партнерских отношений – одна из важнейших составляющих ведения бизнеса. Так как во время судебных разбирательств у предпринимателей портятся отношения, тратится время, ресурсы и нервы и восстановить рабочий процесс после этого бывает крайне сложно.

Что такое медиация, детально объяснила председатель Комитета по долговой безопасности ЧРО «Деловая Россия», генеральный директор ООО «Legal Adviser» Ульяна Степанова. Прежде всего, это возможность договориться с помощью стороннего медиатора – компетентного юриста или психолога. Этот специалист, имеющий соответствующее образование и навыки медиативного ведения переговоров, получающий оплату за свои услуги в равных долях от обеих сторон и обязующийся сохранять конфиденциальность.

«Медиацией профессионально владеют специалисты в трех крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Мы же хотим, чтобы и в нашем регионе предприниматели имели возможность использовать технологию медиации. Недавний пример – на площадке “Деловой России” мы урегулировали спор, который длился два года. Урегулировали с помощью медиативной технологии в течение двух недель. Стороны пришли к компромиссу и остались в плоскости конструктивного рабочего диалога», – пояснила Ульяна Степанова.

Председатель комитета по долговой безопасности отметила, что полноценный Центр медиации необходим и Челябинску. Хотя, на первых порах, придется приглашать специалистов этого профиля из соседнего региона – Свердловской области, как для проведения обучающих мастер-классов, так и для решения уже существующих споров.

«Хочу также отметить, что медиация – это, во-первых, добровольная процедура, а во-вторых, строго конфиденциальная. Медиатор не может быть приглашен как свидетель в суд, если дело приобретает уж очень серьезный оборот. Он также не может быть сам инициатором заявления в правоохранительные органы по тому делу, в котором принимает участие, так как он обязуется не разглашать полученную от сторон информацию. И, конечно, он абсолютно не коррумпирован, так как в равных долях получает плату от сторон и не имеет никакой возможности переломить ситуацию в пользу того или иного предпринимателя: беседы проходят только при участии компетентных представителей спорящих», – продолжила Степанова.

Руководитель челябинского Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», управляющий партнер Адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Евгений Ковалев в ходе пресс-конференции отметил, что медиация не тот способ, который призван искоренить коррупцию в регионе, но действительно важный инструмент, решающий проблемы бизнеса и открывающий новую возможность предпринимателям урегулировать спор.

«Я как руководитель ЦОП “Бизнес против коррупции”, конечно, поддерживаю создание в Челябинске Центра медиации. В бытовом плане, это вовсе не открытие – люди всегда обращались к сведущему и старшему товарищу для решения спора. Медиация – примерно тот же самый процесс, только выведенный в плоскость деловых взаимоотношений», – сообщил Евгений Ковалев.

По статистике, количество споров, решенных медиативным способом, в России пока очень мало – всего 4,5%. При том что 80% случаев медиации решаются положительно, компромиссно и сохраняют репутацию всех бизнес-сторон.

«Информирование предпринимателей – тот шаг, который мы должны сделать в первую очередь. Открытие Центра медиации и обучение специалистов, среди которых, в основном, практикующие юристы и психологи – шаг следующий. Уверен, что через несколько лет половина региональных предпринимателей хотя бы единожды, но будет иметь успешную практику медиативного решения спора», – резюмировал председатель челябинских делороссов Константин Захаров.

Пока же около 90% предпринимателей, использующих медиацию, руководствуются мотивом «выйти из конфликта». По мнению Захарова, в идеале бизнес должен руководствоваться изначальным нежеланием вступать в споры.