Южноуральские депутаты обратились в Конституционный суд РФ, чтобы сохранить региональной казне 400 млн рублей

Экономика
28 февраля 2013 года, 18:28

Депутаты Законодательного Собрания Челябинской области сегодня, 28 февраля, утвердили постановление о направлении запроса в Конституционный суд России для проверки конституционности пункта регионального закона о транспортном налоге – Уставный суд Южного Урала признал этот пункт не соответствующим Уставу региона, тогда как Верховный суд РФ не нашел в нем нарушений, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

«Уставный суд Челябинской области 12 февраля 2013 года вынес решение по транспортному налогу, признав не все положения регионального закона соответствующими Уставу области. В соответствии с законом области решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, обжалованию не подлежит. Однако мы считаем, что суд вышел за пределы своих полномочий и рассмотрел закон о транспортном налоге фактически на предмет его соответствия Конституции РФ и Налоговому кодексу России, а не Уставу Челябинской области», – прокомментировал зампредседателя ЗСО Семен Мительман.

Он пояснил, что пунктом 2 статьи 4 закона Челябинской области «О транспортном налоге» в соответствии со статьей 356 Налогового кодекса России предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Согласно ему, пенсионеры и многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с., мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 л.с., уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

Положение, ограничивающее право пенсионеров на налоговую льготу мощностью двигателя автомобиля до 150 л.с., Уставный суд Челябинской области признал не соответствующим Уставу региона, пояснив, что введение такого ограничения не обеспечивает условия для социальной поддержки и обслуживания населения области, гарантированное Основным Законом региона. «По этому же вопросу у нас имеется прямо противоположное решение Челябинского областного суда и Верховного суда России, не нашедших нарушений в оспариваемом пункте закона», – отмечает Семен Мительман, добавляя, что выявленный Уставным судом региона смысл рассмотренного им акта не соответствует Конституции РФ, а отнесение налоговых льгот к системе мер соцподдержки граждан нарушает конституционные правила толкования и применения норм налогового законодательства.

«Бюджет Челябинской области на 2013 год уже утвержден, и нужно будет брать на себя право отмены некоторых источников дохода в текущем году. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации и принять правильное правовое решение, при этом соблюсти баланс интересов всех слоев общества наших избирателей, предлагается обратиться с запросом в Конституционный суд», – поясняет депутат, уточняя, что внося изменения в закон, ЗСО руководствовалось позицией Конституционного суда РФ, который неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов – льгота, являющаяся исключением из принципов Верховного закона страны.

Кроме того, депутаты отмечают, что с 2008 года бюджет Челябинской области является дефицитным. В 2008 году для оптимизации налоговых льгот и сокращения выпадающих доходов региональной казны внесены изменения в статьи 2 и 4 закона «О транспортном налоге», предусматривающие изменения ставок транспортного налога и сокращение налоговых льгот. Увеличение объема налоговых льгот по данному показателю повлечет рост дефицита областного бюджета.

Как уточнил Семен Мительман, согласно экспертным оценкам, бюджет Челябинской области недосчитается около 400 млн рублей, если решение Уставного суда останется в силе.

Дарья Невзорова