Судьба челябинского «Манекена» решится в ближайшие дни

21 августа 2009 года, 13:13

Выяснилось, что провести массовое сокращение коллектива Челябинского муниципального театра «Манекен» обойдется дороже, чем сохранить его целостность – а потому точка в деле еще не поставлена.

Как уже сообщало Агентство новостей «Доступ», Челябинская городская Дума, в рамках кризисного секвестирования бюджета, приняла решение об уменьшении расходов на культуру. На второе полугодие театру «Манекен», имеющему статус муниципального, финансовые дотации уменьшены с восьми миллионов до 870 тысяч. Перед коллективом театра была поставлена задача изыскать собственные источники доходов.

«Что касается «Манекена», то мы выделим им еще один миллион рублей, и на этом финансирование пока прекращается. В театре трудится 168 человек, им тоже надо учиться зарабатывать. За театром остается прекрасное помещение в самом центре города», – заявил Агентству новостей «Доступ» председатель ЧГД Борис Видгоф.

12 августа начальник управления культуры Андрей Григорьев подписал приказ, в котором говорится, что «руководителю МУК «Театр+Кино» Бобкову Ю.И. провести сокращение штата сотрудников МУК «Театр+Кино» до 7 (семи) человек».

Это дословная выдержка из документа. МУК «Театр+Кино» – официальное название «Манекена», занимающегося не только постановкой спектаклей, но и показом арт-хаусного, то есть для узкого круга зрителей, кино. Юрию Бобкову также дано указание принять срочные меры по расходам на содержание здания и коммунальные услуги – ои доложить о них управлению культуры. При этом руководство театра обязали соблюсти трудовое законодательство и предупредили о «недопустимости образования кредиторской задолженности».

Этот приказ был подобен разорвавшейся бомбе. Театр «Манекен», в котором трудится 168 человек, начинавшийся как любительская студенческая группа при ЧПИ, вот уже несколько десятков лет является визитной карточкой города. Семь человек, которых разрешено оставить в штате на бюджетном финансировании, это беременные сотрудницы и сотрудницы, находящиеся в декрете, которых уволить по сокращению нельзя.

За театр вступились общественники, а также руководитель Союза театральных деятелей, народный артист Александр Калягин, он отправил в челябинскую мэрию письмо с просьбой сохранить «Манекен». Художественный руководитель театра Юрий Бобков, в свою очередь, обратился за помощью к народному артисту РФ, члену президентского совета по культуре Евгению Миронову.

В администрации Челябинска ссылаются на решение депутатов. То, что городская Дума пересмотрела бюджет в сторону уменьшения, тоже вполне понятно. О культуре, как таковой, решено подумать потом.

«У города есть обязательства перед врачами, учителями и по социальным выплатам. Пенсионеры ездят в общественном транспорте бесплатно. Эти обязательства для нас важнее всего остального, и деньги в бюджете есть только на их исполнение. Думаю, что горожане нас поймут – кризис заставляет нас пересматривать расходы», – поясняет спикер гордумы Борис Видгоф.

Но, как теперь выясняется, депутаты просчитались. Массовое сокращение с соблюдением трудового законодательства – процедура весьма дорогостоящая. «Более шести миллионов рублей понадобится только для того, чтобы выплатить все заработные платы и двухмесячные пособия – так, как это положено по закону. А нам дают только 870 тысяч рублей. Остальные деньги мы должны искать сами, не образуя «кредиторской задолженности»? Этим придется заниматься учредителям. А учредители – то есть управление культуры – пришли в изумление, когда мы представили расчеты. Мы же, когда составляли антикризисный план, насчитали, что можем «ужаться», сохранив почти весь коллектив, до 4 миллионов 300 тысяч рублей – столько нам понадобится до конца года», – рассказал Агентству новостей «Доступ» Юрий Бобков.

- Но вам еще и предлагают самим учиться зарабатывать и содержать сколько угодно людей – за счет собственных доходов.

- Да, мы сейчас ищем источники дополнительного заработка. К примеру, договорились установить в фойе банковский терминал – с будущего года. Деньги, правда, за это, получим небольшие. Возможно, дадим согласие установить на здании спутниковую антенну, чтобы брать деньги за аренду площади. Изменим кинорепертуар – будем показывать не только арт-хаус, но и кассовые фильмы. По понедельникам, когда нет спектаклей, мы можем предоставлять помещение под корпоративные вечера.

Но сдавать залы в аренду постоянно, когда это потребуется клиенту, мы не будем – потому что не собираемся срывать репертуарный план. По-настоящему у нас зарабатывают деньги только актеры. Но большая часть коллектива – обслуживающий персонал. Это гардеробщицы – театр, как известно, начинается с вешалки. Это вахтеры, уборщицы. Это художники, бутафоры, те, кто шьет костюмы. Мы должны платить авторские отчисления драматургам. И разве мы можем заработать, чтобы прокормить весь коллектив, без бюджетной дотации? Ни в Екатеринбурге, ни в Перми не закрыли ни одного муниципального театра. И только в Челябинске такое просиходит.

- Что-то изменилось после Ваших выступлений? Может быть, все отыграют назад?

- Не думаю, что снова пересмотрят бюджет. Но в управлении культуры уже задумались, поняв, что закрыть нас обойдется дороже, чем сохранить. А если нас закрыть, и потом вновь, когда будут деньги, открыть – опять же получится затратно. Надеемся на помощь области: в Заксобрании включились в решение вопроса, мы встречались с вице-губернатором Евгением Рединым. Он нас выслушал и попросил неделю, чтобы изучить документы. Может быть, область найдет средства, чтобы дать нам продержаться хотя бы до конца года, до нового бюджета, – говорит Юрий Бобков.

Альбина Золотухина