На Южном Урале зацвела ксенофобия. «Это наша земля!» – говорили чиновники, приказывая сносить построенные китайцами теплицы (ФОТОРЕПОРТАЖ)

19 июня 2009 года, 15:55

В Челябинской области началась кампания по борьбе с мигрантами из Китая, оккупировавшими южноуральские земли. Китайским крестьянам вменяется в вину бесконтрольное выращивание огурцов и помидоров, строительство теплиц и использование местных водоемов для собственных нужд.

18 июня 2009 года – для еткульских крестьян-китайцев последний «мирный» день

Сегодня в Еткульском районе прошло показательное уничтожение китайских посадок. Бульдозеры крушили теплицы, милиционеры заталкивали китайских рабочих в автобусы, власть показала мигрантам, кто на Южном Урале хозяин.

Огромные парники, выстроенные из полиэтилена и деревянных подпорок, занимают полтора гектара пашни. Представители районной администрации говорят, что здесь выращивали огурцы и помидоры около 200 человек. Сейчас около теплиц несколько десятков. Где все остальные, сказать никто не может. «Леса здесь большие», – чиновники пожимают плечами.

На солнцепеке около теплицы стоит «пазик», в котором закрыт десяток человек. Одна из женщин, запертых в душном автобусе, теряет сознание. Китайцы начинают стучать в окна, знаками прося открыть дверь. Водитель не выдерживает, двери отворяются, двое мужчин выносят на руках изможденную женщину. В бараке ее пытаются привести в чувство. Милиционеры недовольно высказывают водителю: «Ты зачем всех выпустил?»

Около бульдозера на коленях стоит рыдающая женщина. Ее пытаются поднять и затолкать в автобус, но женщина с плачем вырывается и снова падает на землю.

Китаец Ван Дум, который организовал этот бизнес, объясняет, что женщина собрала все свои деньги, чтобы приехать сюда на заработки. По его словам, за сезон каждый китайский рабочий получает здесь по 50 тыс. рублей.

Глава Еткульского района Василий Головчинский объясняет, что теплицы были незаконно построены на муниципальных землях. Правда, до конца бесхозная земля в муниципальную собственность, еще не оформлена, но процесс идет. Его заместитель уточняет: «Нет документов – нет теплиц».

Адвокат, представляющий интересы ООО «Экология», фирмы, построившей теплицы, Андрей Лепехин говорит о том, что никаких предупреждений они не получали. «Сегодня мы узнали о том, что готовится снос, поехали в прокуратуру района. Прокурор нам прямо сказал: «вас здесь не было и заявления я не видел», – рассказывает адвокат. Андрей Лепехин предлагает чиновникам предоставить решение суда на снос теплиц.

Представители районной администрации кипятятся. «Это наша земля, и мы должны с ними судиться, чтобы на ней жить?» – возмущаются представители власти. Свои комментарии чиновники дают на фоне экскаватора с рыдающей женщиной.

Представители ООО «Экология» говорят, что деньги за землю исправно платили в сельскую администрацию. «А сейчас началась политика», – возмущается женщина, приехавшая вместе с адвокатом. Ее слова фактически подтверждает глава района Василий Головчинский. «Это продолжается на наших землях года полтора, раньше нам не разрешали бороться, а теперь мы можем продемонстрировать, кто здесь власть», – говорит глава. «Власть показала зубы», – афористично объясняет он суть происходящего.

После того как всех китайцев, которых удалось задержать, усадили в автобусы, бульдозеры начинают крушить теплицы. Ковш раздирает полиэтилен, крушит деревянные опоры, на поле трактор сравнивает с землей аккуратные посадки картофеля и огурцов.

Глава вздыхает: «Нам приходится не только перерезать ленточки, но и вот таким заниматься». В стороне от телекамер он признается, что этот «цирк» ему самому неприятен, а вывезенные китайцы, скорее всего, на следующий же день вернутся обратно. «Заново все построят», – признается  Василий Головчинский.

Анна Пономарева,
фото Вадима Ахметова