ВАЖНО. Челябинские психологи и педагоги назвали опасной программу по зомбированию детей. Мнение ЭКСПЕРТОВ

13 марта 2013 года, 17:53

Психологи и педагоги считают, что программа по загрузке в мозг малолетних детей полезной информации, опасна. Тем не менее, бесплатную разработку челябинских программистов, не задумываясь, скачали уже более 10 тыс. человек. Некоторым родителям удобно оставить свое чадо за экраном компьютера и заниматься своими делами, но вместо ребенка-гения они могут получить обратный результат. Мнение экспертов – в материале Агентства новостей «Доступ».

На днях группа челябинских программистов рассказала журналистам о выходе в свет своей новой разработки. Программа Lifemonitor:Genius, созданная на основе уже существующих методик раннего развития интеллекта детей, позволяет родителям обучать месячного ребенка при помощи компьютера, не отрываясь от своих насущных дел. Мол, поставил перед младенцем монитор с мелькающими картинками, цифрами и словами, и – свободен! А в мозг ребенка тем временем загружается полезная информация, которая к трем годам позволит ему уметь читать, считать и владеть иностранным языком.

«С одного взгляда на стаю птиц ребенок сможет сказать, сколько их летит. Дети будут воспринимать слово не по буквам и слогам, а целиком, как иероглиф. Такие обучающие программы уже существовали и успешно работали, но только вручную, когда родители показывали детям таблички. Мы первые, кто этот процесс автоматизировал», – рассказал руководитель проекта Алексей Кожевников.

Отметим, программа бесплатная. Ее уже скачали более 10 тыс. родителей. Между тем, создатель заявил, что не знает, как отразится использование данной программы на психике детей. «Станут либо гениями, либо киборгами», – шутит мужчина, подчеркивая, что выводы через несколько лет предстоит делать родителям.

Чтобы не заставлять родителей ждать, Агентство новостей «Доступ» обратилось с данным вопросом к экспертам. По словам главного детского психиатра Челябинска и области Татьяны Смирновой, прежде чем предлагать подобную программу широким массам, ее нужно апробировать, так как систематические эксперименты над детьми – дело опасное и непредсказуемое. После подобных сеансов «маленький гений» может испытывать страхи и проблемы в коммуникативной сфере. Ведь процесс обучения происходит без общения с другим человеком. Кроме того, в будущем такой ребенок потеряет интерес к жизни, учебе и творчеству.

«Нельзя лезть в душу ребенка в грязных сапогах. За первый год жизни дети, действительно, узнают больше, чем за всю свою жизнь, но это вовсе не означает, что нужно насильно впихивать в ребенка дополнительные знания. Все уже исследовано в этом плане. Если ребенок в первые годы жизни опережает по развитию ровесников, то, скорее всего, ко второму-третьему классу он с ними сравняется. Тогда какой смысл лишать ребенка детства. Все должно быть в своем время», – поясняет Татьяна Смирнова.

Она также добавляет, что чем больше мать и отец занимаются с ребенком лично, тем счастливее и развитее он будет. Никакие программы не заменят младенцу необходимых тактильных ощущений, восприятия звуков и эмоционального реагирования, которые он может получить при общении со взрослыми, игре и активном познании мира.

Начальник службы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения Управления образования Советского района Челябинска Ольга Матвеева также предупреждает об опасности использования данной программы. Ей не раз приходилось переучивать детей, овладевших чтением по методикам раннего развития. Ребята, действительно, воспринимают и читают текст, но не понимают его смысла. 

«Младенцам обучение с экрана компьютера грозит однозначно нарушением зрения. В раннем возрасте дети еще не умеют концентрировать свой взгляд. Если на экране будут мелькать картинки, это создаст большую нагрузку на глазное яблоко. Мышцы глаза будут работать плохо, в результате в будущем потеряется острота зрения. В младенчестве у детей надо развивать то направление, к которому они готовы – прежде всего, мелкую моторику. Должны работать руки», – отмечает Ольга Матвеева.

Заведующая кафедрой возрастной психологии ЮУрГУ Елена Солдатова подтверждает, что, согласно исследованиям, у детей, обучавшимся по программам раннего развития, начинаются серьезные проблемы в школе. Они не понимают смысла текста, который читают и постоянно возвращаются в начало предложения.

«Обучить ребенка грамоте и письму раньше, чем его мозг будет к этому готов, нельзя. Нужного уровня его мозговые структуры достигнуть только к шести годам. А так у ребенка будет развиваться только память. Дети до трех лет, действительно, запоминают много образов, но не могут их осмыслить», – рассказала Елена Солдатова.

Согласно советам психологов и педагогов, начинать подготовку детей к обучению грамоте лучше с пяти лет, причем со звуков, а не с букв. До этого возраста можно развивать ребенка только в игровой форме.  

Ольга Плеханова