Челябинские работодатели раскрыли секрет «правильной» учебы в вузе и признались, кого они возьмут к себе

5 марта 2013 года, 18:09

Челябинская область вошла в число 12 регионов, которые апробируют показатели трудоустройства. Теперь отделы кадров вузов еще до окончания университета будут помогать студентам найти работу, в противном случае учебное заведение реорганизуют. Какие специалисты «годны» для работы сразу после получения диплома, и что делать с теми вузами, чьи факультеты заведомо непрестижны – эти и другие вопросы сегодня, 5 марта, обсудили на круглом столе в ЧГАКИ, посвященном проблемам высшего образования в Челябинской области. Подробнее – в материале Агентства новостей «Доступ».

Во время заседания круглого стола «Востребованность выпускников как показатель эффективности учебного заведения», который организовал сайт Сheldiplom.ru, более 20 спикеров образования, сотрудники Центра занятости области, а также работодатели ведущих организаций города определяли критерии трудоспособности студентов и решали, что делать вузам, чтобы их специалисты получали, помимо теоретических знаний, практические.

«В Челябинской области более 3,5 тыс. выпускников 2012 года обратились в Центры занятости населения, при этом 2 тыс. человек после того, как встали на учет и прошли дополнительную подготовку, нашли работу не по специальности, которой они обучались в вузе», – отметила начальник отдела профориентации и профобучения незанятого населения Главного управления по труду и занятости Челябинской области Татьяна Романова.

Помимо специалистов с высшим образованием, работу через эту же службу ищут 33 повара, 20 операторов электронного набора верстки и 19 штукатуров. Всего в 2012 году не трудоустроили 200 человек.

Вузы Челябинской области ведут свою статистику и стараются заботиться не только о студентах, но и о выпускниках. Так, на учете в Центре занятости стоит всего 64 человека из Южно-Уральского госуниверситета (в среднем в год выпускается 5-7 тыс. человек), еще 22 – из Челябинского госуниверситета, 19 – из ЧГПУ, 11 – из Магнитогорского государственного университета.

Первые места по безработице занимают общественные специальности: экономика и управление, государственное и муниципальное управление, менеджмент и юриспруденция.

На вопрос, зачем нужно обучать студентов на непрестижных для современного общества факультетах, вызвался ответить заведующий кафедрой гуманитарных и общеправовых дисциплин Южного-Уральского института управления и экономики Алексей Шилкин. «В нашем вузе только 40% специальностей – экономические. Оценить ситуацию, которая будет через пять лет, невозможно, поэтому мы стараемся отслеживать рынок еженедельно. Ошибочно полагать, что цифры Центра занятости объективны. Особенно с учетом того, что на каждом факультете есть очень слабые студенты, поэтому я считаю, что 100% гарантии на трудоустройство вуз не должен давать», – объяснил представитель ЮУИУиЭ.

В Челябинской области есть также специализированные высшие учебные заведения, поступая в которые, студенты заведомо знают, что большая зарплата их не ждет. Так, в Челябинской государственной академии культуры и искусств востребованность выпускников очень высокая. «Емкость рынка труда намного больше, чем количество наших выпускников. Сами работодатели приходят к нам за хореографами, но не каждый из ребят пойдет, зная, какие деньги он будет получать», – отметила специалист по трудоустройству студентов ЧГАКИ Мария Кустова.

Здесь, по ее мнению, все дело таится в сильном желании и природном таланте – многие школьники, зная заранее, что получать будут 5 тыс. рублей в месяц, все равно учатся на артистов и библиотекарей. Мизерные зарплаты в сфере культуры не отпугивают творческих людей.

Похожая ситуация складывается в Челябинском государственном педуниверситете: почти все студенты здесь учатся на бюджете, но «отрабатывать» казенные деньги и идти работать в школу учителем никто не хочет. «Студенты знают, что преподаватели много получать не будут никогда. Но их надо убедить, что есть долг перед страной, который они должны выполнить. Или же существует просто любовь к этой профессии. Ребенок после школы должен сам нести ответственность за то, что выбрал пед (ЧГПУ. – Прим. АН "Доступ")», – негодует проректор по воспитательной работе ЧГПУ Лариса Глазырина. Также Глазырина отметила, что после их университета молодые специалисты держатся в школах от двух месяцев до года, иногда до двух.

Работодатели, которые приехали специально, чтобы заявить, кто же на самом деле им нужен после университета, и кого они возьмут к себе, заверяют, что доля правды в шутке с рекомендацией выпускникам забыть все, чему их учили в университете, все же есть. «Любой человек, который придет к нам, будет проходить девятимесячную стажировку, независимо от того, закончил он школу или университет. Завод сам обучает специалистов, потому что ни в одном учебном заведении не учат тому, что нужно делать у нас», – комментирует начальник отдела персонала Челябинского цинкового завода Наталья Анисимова.

Также она отметила, что средняя зарплата в их организации – 31 тыс. рублей. Все практики, которые студенты проходят на заводе, оплачиваются и являются существенным плюсом при приеме на работу.

Начальник управления персоналом Челиндбанка открыл секрет, что из 15 человек, приславших ему резюме, на собеседование он пригласит только троих: «Есть масса выпускников, которые знают, чего хочет работодатель, и подстраиваются под эти критерии. Мы таких выявляем и затем проверяем, насколько стоит верить остальным данным».

Он также признался, что готов «вкладываться в начинающих специалистов», если видит в них желание и способности развиваться дальше. Однако работодатели отметили, что полностью подготовленных специалистов после вузов просто не бывает – в каждой организации молодых ребят будут переучивать «под свой формат».

Диана Альмухаметова,
фото Олега Каргаполова