Восстать из пепла. Челябинский тракторный завод начал перевооружение с очередной смены директора и освоения 17,5 миллиарда рублей. ПЕРСПЕКТИВЫ

13 декабря 2012 года, 17:27

Челябинский тракторный завод, в последние десятилетия потерявший былое величие, приступил к перерождению – в составе научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» легендарный «танковый» начал перевооружение с освоения инвестиционной программы стоимостью 17,5 млрд. рублей. В планах у нового руководства ЧТЗ – усилить имеющиеся возможности, а на пустующих площадях создать новое машиностроительное предприятие. Подробнее о настоящем и будущем старейшего предприятия города – в материале Агентства новостей «Доступ».

ООО «ЧТЗ-Уралтрак», в марте 2011 года вошедшее в состав НПК «Уралвагонзавод» (владеет 80% акций), с улицы пока совсем не выглядит предприятием ХХI века: помещения военной застройки, с огромными окнами – чтоб было больше воздуха, кое-где облупившаяся с административных зданий краска, комсомольские лозунги. О том, что здесь все серьезно, и на заводе и впрямь уже трудится проанонсированное новое дорогостоящее оборудование, говорит КПП – машину с журналистами пропускают лишь после того, как водитель открывает капот и показывает, что криминала не везет и вывезти не сможет.

«Сейчас ЧТЗ в составе УВЗ закупил 20 новых станков, на которых будут изготавливаться сверхточные детали и узлы для дизельных двигателей. Модернизация оборудования идет в рамках реализуемой на заводе федеральной целевой программы в сфере дизелестроения. Объем инвестиций составит около 17,5 млрд. рублей», – рассказал новый и.о. гендиректора ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Сергей Голыгин во время визита на завод регионального министра промышленности Егора Ковальчука.

Новенькие станки, отгороженные от старых запыленных территорий цеха профнастиловым забором, действительно впечатляют – они смотрятся как светящиеся напомаженные роботы, пришедшие в середину прошлого столетия. Стоит одна такая машина, где человек должен лишь нажимать кнопочки, десятки миллионов рублей.

«Это точность, это качество, это ускорение производства одной детали в три раза по сравнению с обычным традиционным производством. Сейчас уже начали работу в тестовом режиме 18 подобных аппаратов, до конца 2012 года будет установлено еще девять. Всего их планируется поставить 58», – рассказал корреспонденту Агентства технический директор Челябинского филиала УВЗ Виктор Саломатин.

Если говорить о процентном соотношении, то сейчас новым оборудованием занято примерно 10% всей площади завода, которая составляет ни много ни мало 1,5 млн. кв. метров. Не слишком повышает настроение лишь то, что из всех типов новых установок, закупленных ЧТЗ, нет ни одной российской. На ЧТЗ представлено производство Австрии, Чехии, Германии. По словам Виктора Саломатина, российская промышленность пока далека от подобных изобретений.

Остальные цеха тракторного пока работают по-старинке, стараясь при этом выпускать конкурентоспособную технику. Какие-то территории и вовсе законсервированы – стройные ряды станков молчат, рабочие места заводчан покрылись пылью, где-то валяется старый окурок сигареты, где-то недочитанная еще лет пять назад газета. Но, как оказалось, и эти места еще услышат шум приборов. «Площади завода очень большие, он был рассчитан на производство до трех тысяч тракторов в месяц. Сейчас будет защищаться программа по строительства здесь нового машиностроительного предприятия для того, чтобы использовать современные технологии и получать актуальный продукт», – резюмировал Сергей Голыгин.

В свою очередь министр Егор Ковальчук отметил, что вхождение ЧТЗ в структуру «Уралвагонзавода» дало толчок к развитию предприятия. Новое оборудование позволит производить более широкую линейку продукции с высоким качеством. «ЧТЗ станет конкурентоспособным, устойчивым. Это означает и регулярные поступления налогов в бюджет области, и реализацию социальных программ», – с уверенностью в голосе заявил новый глава Минпрома.

Добавим, сейчас на предприятии трудится около 11 тыс. человек. Средняя зарплата невысокая – 20 тыс. рублей, часть подразделений находится на неполной рабочей неделе.

На сегодня для тракторного завода главное приступить к перевооружению с толком и расстановкой – в частности, с директором, который не приберег «уголовных» сюрпризов из прошлого, и без конкуренции с контрафактными тракторами.


ЧТЗ пережил банкротство в 1998 году. Именно тогда и было образовано ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В марте 2011 года предприятие вошло в состав НПК «Уралвагонзавод», владеющее 80% акций тракторного. Сейчас идут переговоры о том, чтобы Челябинская область продала УВЗ оставшиеся 20% акций. В августе 2012 года гендиректором завода был назначен выходец с УВЗ Семен Млодик. он обещал поступательное развитие, но осенью 2012 года был арестован за подозрение в экономических преступлениях. Отпущен на свободу под залог 20 млн. рублей.

Марина Малкова