В Челябинской области с каждым годом растет число афер с материнским капиталом – деньги обходят стороной детей, которым они причитаются, их обналичивают или вовсе обманом отнимают у несознательных матерей. Депутаты Челябинской гордумы вместе с представителями городской общественной палаты за круглым столом обсудили, что же сегодня нужно сделать, чтобы получение семейных денег перестало все больше смахивать на одну большую аферу. Мнения видных общественников города – в материале Агентства новостей «Доступ».
ЖИЛИЩНОЕ БЕСКОНТРОЛЬЕ
Для начала отметим, деньги за рождение второго и последующих детей выделяются семьям с 2007 года. Средства можно использовать на улучшение жилищных условий, обучение детей или накопительную часть пенсии матери. За четыре года действия программы по стране выдано 3 млн. 168 тыс. 750 сертификатов на сумму более 50 млрд. рублей. В Челябинской области выдано около 100 тыс. сертификатов, причем 77,5% из них получатели направили на улучшение жилищных условий, в том числе погашение ипотечных кредитов.
Именно жилищное направление сегодня связывают со всевозможными махинациями.
«Законодатель, запуская программу, не предусмотрел в ней функции контрольных органов, таких как органы опеки, Росреестр, Пенсионный фонд. К примеру, сегодня ни один из этих органов в обязательном порядке не фиксирует, что за жилье было приобретено с использованием средств материнского капитала, какую долю получили в нем дети, что стало потом с этим жильем и осталось ли оно за детьми», – высказал свое мнение на проблему член ОП Челябинска, президент Челябинской областной нотариальной палаты Сергей Третьяков.
Решением здесь могло бы стать возвращение сделок с недвижимостью нотариату – нотариусы готовы вести электронный учет жилья, приобретаемого при помощи маткапитала.
Разворачивая тему, Сергей Третьяков отметил, что некоторые семьи, используя мошеннические схемы, получают маткапитал на несуществующие строения или покупают его формально у родственников и, когда те получают от Пенсионного фонда средства, просто отдают его назад, обналичивая таким образом деньги.
«У нас сейчас прокуратура занимается делом в Варненском районе. Там на один земельный участок заявлено девять документов о строительстве домов с использованием семейного капитала – оказалось, что фирма, занимающаяся обналичиванием маткапитала, просто выкупила один огород, разбила его на 9 частей по три сотки и начала "строить" там коттеджный поселок», – привела пример начальник отдела социальных выплат ОПФР по Челябинской области Альфия Камалова.
Бывает, что риелторы просто выкупают одну квартиру и пускают ее в оборот – сначала она служит средством получения денег для одной матери, через три месяца – уже для другой.
Отметим, что в большинстве случаев от деятельности мошенников страдают как раз те матери, которые находятся в трудной ситуации или же те, кому наплевать на все кроме бутылки со спиртным.
«"Обналичники" ищут именно неблагополучные семьи. К ним приходят и заявляют, что они имеют право на получение денег за ребенка и предлагают свое содействие. Как правило, в этом случае матери получают 150 тыс. рублей, остальное уходит аферистам», – прокомментировал заместитель управляющего ОПФР региона Леонид Устелемов.
Возможно, эта проблема вскоре уйдет в прошлое – в Госдуме на рассмотрении сейчас находится ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок получения маткапитала. В частности, его нельзя будет получить начличными.
ТУПИКОВАЯ ДОЛЯ
Есть в вопросе материнских денег и косвенные, но не менее актуальные проблемы.
«Интересна судьба детей. Так, при оформлении ипотеки банки сегодня не включают их в число собственников, и не факт, что потом включат родители. Следующий вопрос – что делать при разводе родителей с жильем, которое приобреталось для ребенка: как правило, имущество просто разменивается. Третий пункт – могут пострадать совершенно посторонние лица: человек покупает квартиру и не знает, что она была прежним хозяином куплена на "материнские" деньги и в ней есть доля ребенка. Потом этот ребенок может прийти и потребовать свою долю – суд в итоге вправе признать сделку купли-продажи недвижимости недействительной», – уточнил Сергей Третьяков.
Еще одну немаловажную и не слишком заметную загвоздку в маткапитале заметил помощник Уполномоченного по правам человека по Челябинской области Игорь Майоров – ребенок, получая долю в квартире, а это может быть один квадратный метр, в последующем автоматически практически полностью лишается мер господдержки по программе «Жилье». «Это тупик получается», – констатировал Игорь Майоров. Причем здесь пробел – именно законодательный.
НЕДОВЕРЧИВАЯ ОПЕКА
При этом если часть южноуральских общественных деятелей считает, что основная проблема маткапитала – в отсутствии законодательного контроля за лицами, получающими деньги, то вторая половина умов утверждает, что главная загвоздка – в излишней опеке государством этих денег.
«Государство разработало программу, но при этом оно считает, что семье нельзя доверять эти деньги. Страна не доверяет своим гражданам, априори считая, что они не смогут грамотно самостоятельно распорядиться средствами. Отсюда все проблемы – семьи вынуждены вписываться в целый ряд обстоятельств, чтобы получить выплату. Мошеннические схемы построены именно на жестких условиях расходования денег. Ведь есть семьи, которым эти 400 тыс. рублей нужны здесь и сейчас, а государство им не верит», – выразила свою точку зрения председатель постоянной комиссии ЧГД по социальной политике Наталья Баскова.
С ней согласна и региональный Уполномоченный по правам ребенка Маргарита Павлова – омбудсмен возмущена тем, что в Думе отклонили законопроект, по которому маткапитал можно было бы потратить на лечение ребенка.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
- Наделение Пенсионного фонда, управления Росреестра, органов опеки контрольными функциями за жильем, приобретаемым с использованием маткапитала.
- Передача сделок с недвижимостью нотариату и, как следствие, ведение электронного учета «материнских квартир».
- Жесткий контроль за деятельностью фирм-«обналичек» (различных ООО, которые публикуют объявления о своих услугах в газетах или на стендах).
- Внесение в законодетельство регламента купли-продажи жилья, которое ранее приобреталось с использованием материнского капитала.
- Смягчение условий расходования «детских» денег.
- Изменения в законодательстве, по которым ребенок, получивший долю в квартире, в будущем не выпадает из различных программ по улучшению жилищных условий (как было с приватизацией – если ребенок участвовал в приватизации, сейчас он не может стать участником программы «Молодая семья»).
Кроме того, считает женская половина общественников, нельзя решить проблемы с целевым расходованием материнского капитала, не заполнив пробелы в Семейном и Жилищном кодексах, по которым сегодня ребенка можно просто выкинуть из семьи на улицу.
Марина Козловская
на рассылку dostup1.ru