Ирина Гехт, министр социальных отношений Челябинской области: Система социальной защиты региона переживает период перезагрузки

13 марта 2012 года, 12:27

Женщин во власти в Челябинской области и в целом в России не так уж и много, и они в ней совершенно не теряются – это наблюдение подтверждает и министр соцотношений Челябинской области Ирина Гехт. Эта внешне хрупкая женщина на своих плечах выносит огромную нагрузку – это и поездки в территории, где она общается с народом по три-четыре часа, отвечая на вопросы, посвященные не только сугубо социальным вопросам, но и развитию экономики, политическим веяниям и многому другому. А еще на ней – обеспечение жильем ветеранов, пособия и льготы, работа с пенсионерами и инвалидами, дети-сироты. Чуть более года понадобилось, чтобы упорядочить работу этой махины, расплатиться со старыми долгами и сделать так, чтобы не накапливались новые. Что изменилось в системе соцзащиты в Челябинской области – в материале Агентства новостей «Доступ».

ЖИЛЬЕ ВЕТЕРАНАМ:
«МОРЕ НАРОДНОЙ СМЕКАЛКИ МОЖНО ВЫЧЕРПАТЬ,
И ВПОЛНЕ ЗАКОННЫМИ МЕТОДАМИ»

Министерство социальных отношения Челябинской области направило в Минрегионразвития РФ письмо, в котором предлагается внести ряд изменений в законодательство, касающееся улучшения жилищных условий ветеранов. В частности, предлагается внести корректировку в части отмены возможности повторной постановки на учет.

По словам главы Минсоца Ирины Гехт, сегодня ветеран, купивший квартиру по госпрограмме, имеет право снова встать в очередь по истечении пяти лет в случае ухудшения своих жилищных условий, что усложняет для государства выполнение поставленной задачи об обеспечении ветеранов жильем.

- Пять лет – срок, который необходимо выдержать с момента ухудшения жилищных условий, например, когда происходит передача жилья в собственность другим лицам, – говорит министр. – И эта практика, как правило, применяется: получает ветеран жилье и тут же дарит его детям-внукам. Кроме того, часто ветераны используют субсидию на покупку жилья у родственников, поэтому происходит не улучшение жилищных условий, а просто обналичивание субсидии. И сегодня у нас нет рычагов, чтобы влиять на эту ситуацию. На мой взгляд, раз улучшив жилищные условия ветерана, государство все-таки выполнило свои обязательства. И если речь идет об улучшении жилищных условий – ветеран должен действительно их улучшить. Так что море «народной смекалки» можно вычерпать, и вполне законными методами.

Ирина Гехт добавляет, что с ветеранским жильем есть еще одна проблема: Минрегион требует, чтобы ветеранам предоставлялись квартиры с первичного рынка, однако соблюсти это условие на сто процентов практически нереально, особенно в сельской местности.

- Это проблема не только Челябинской области– это касается всех регионов. Во-первых, размер субсидии фиксирован – на сегодня это 950 тыс. 400 рублей. Поэтому на первичном рынке можно купить только квартиру без отделки, в которую нужно будет вкладывать дополнительные средства. Второй момент: если крупные города, такие как Челябинск, Магнитогорск, частично Миасс, Златоуст, строят новое жилье, то в сельской местности «первички» просто нет, а все-таки количество ветеранов преобладает у нас в селе – люди живут в своих домах с 40-50 годов – и именно эта категория сегодня нуждается в улучшении жилищных условий.

Добавим, в Челябинской области в ветеранской очереди сегодня стоит около 2 тыс. человек.

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – ЭТО НЕ ПРОСТО ВЫДАТЬ КОЛЯСКИ И КОСТЫЛИ»

Со сменой руководства в министерстве начались постепенные изменения и в системе социального обслуживания. Ирина Гехт подчеркивает: изменения связаны не с тем, что система плохо работает, а потому что появляется необходимость в новых формах социальной работы.

- Сейчас идет постепенная реорганизация комплексных центров, – рассказывает министр. – Так, в Челябинске на базе таких центров уже открылись школы реабилитации и ухода для пожилых граждан. В Советском районе у нас работает школа диабета, Тракторозаводский район очень активно работает с семьями, где есть дети-инвалиды, там есть соответствующие общественные организации – им предоставляется помещение, где они проводят реабилитационные мероприятия, встречи с родителями.

Напомним, в 2011 году в министерству социальных отношений переданы некоторые полномочия Фонда социального страхования в части обеспечения инвалидов средствами реабилитации. Работа началась, однако, как признается Ирина Гехт, погрузившись в нее, специалисты Минсоца осознали, что их задача не просто выдать инвалиду коляску или костыль – надо создавать в регионе систему комплексной реабилитации для инвалидов, которая начиналась бы с момента рождения ребенка и до того момента, пока он нуждается в таком сопровождении. Вот только опыта комплексной реабилитации этой группы населения в Челябинской области пока нет.

- Для развития этого направления была создана рабочая группа, наши специалисты съездили в Самару, где уже год работали по этим программам, и в конце прошлого года начали постепенно внедрять этот опыт на территории Челябинской области. Сегодня нет пока никакого методического сопровождения со стороны Минздравсоцразвития РФ. Самара, правда, передала нам свои наработки и материалы, но сейчас пока это путь проб и ошибок. Механизм отрабатывается, ищем возможности обучения наших сотрудников, потому что реабилитация – это сегодня такое направление, которому не обучают. Нет специальности именно реабилитолога в отношении социальной работы. Сейчас мы нашли некоторые программы, думаю, в 2012 году большую часть сотрудников мы обучим, и наша задача – сделать так, чтобы реабилитация стала образом жизни, только тогда инвалид сможет достаточно комфортно чувствовать себя в обществе, быть им востребованным, найти свое место в этой жизни.

Впрочем, пункт про «выдать коляски и костыли», конечно, не отменяется, хотя 2011 год стал для Минсоца, по сути, испытанием на прочность. Из ФСС было передано около 33 тыс. личных дел, причем без программного обеспечения – в обычных папках, поэтому какое-то время ушло на создание базы данных.

- И все-таки прошлый год мы отработали достаточно хорошо. Нам было выделено из федерального бюджета 525 млн. рублей, такие деньги до этого не выделялись субъектам, плюс за то, что мы эффективно сработали, в ноябре 2011 года нам было выделено еще 126 млн. рублей, благодаря чему мы закрыли полностью за 2010 и 2011 годы потребность по подгузникам и абсорбирующему белью, по инвалидным коляскам. У нас осталась небольшая задолженность по протезно-ортопедическим изделиям, но надо сказать, что и там очередность скапливалась в течение нескольких лет. В 2012 году инвалиды, начиная с января, обеспечиваются необходимыми средствами реабилитации, чего не было в 2011 году. На текущий год выделено также 525 млн., и мы будем стремиться получить еще и дополнительные средства.

Если продолжать разговор о переданных полномочиях, то обеспечение санаторно-курортными путевками инвалидов у ФСС было 20-25%, мы впервые вышли в прошлом году на уровень 60%, также получив дополнительные средства – практически в объеме годового финансирования. В ноябре было выделено около 70 млн. рублей на эти цели. Поэтому сейчас у нас эта работа достаточно активно идет, инвалиды получают путевки, объявлены новые конкурсы, финансирование на 2012 год запланировано в объеме 88 млн. рублей.

В этом году Минсоц планирует закрыть очередность по путевкам, особенно в отношении детей-инвалидов. По словам главы ведомства, это одно из приоритетных направлений работы. Так же, как и санаторно-курортное лечение ветеранов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАРОДОМ: ЕСТЬ КОНТАКТ

Ирина Гехт много ездит по области – сразу после назначения на должность она сделала это своим правилом.

- Встречаемся с людьми, залы у нас всегда полные. Отвечаем на вопросы, выслушиваем замечания, пожелания людей. Встречи в некоторых территориях длятся по три с лишним часа, люди просто не отпускают. Причем вопросы могут касаться не только нашей сферы – мы говорим и об уровне заработных плат, и о развитии экономики, и о здравоохранении – здесь историческое образование, конечно, помогает.

Зачастую люди считают, что где-то лучше. А когда начинаешь рассказывать, сколько область тратит, например, на меры социальной поддержки, на работу с различными категориями граждан – они начинают иначе на это смотреть. Взять, например, соседние регионы, где выплаты за звание «Ветеран труда» значительно меньше, чем в Челябинской области, плюс присвоение статуса ограничено рядом барьеров – обязательны наличие областных наград, непрерывность стажа и так далее… У нас же сегодня обеспечение льготы составляет 1 тыс. рублей, а достаточно либеральное региональное законодательство позволяет получить это звание только при наличии необходимого стажа – 35 и 40 лет (для женщин и мужчин, соответственно. – прим. АН «Доступ»), без дополнительных условий.

Конечно, слышим и упреки. Например, в том, что люди получают копейки, а на дороги, производства и прочее тратятся огромные суммы. Но я всегда людям говорю: вы только представьте, что по области ежегодно только на детские пособия тратятся миллионы! А развивать социальные направления помогают именно наполняемость бюджета и развитие экономики, которые зависят и от состояния дорожной инфраструктуры, и от модернизации предприятий, и от того, каких инвесторов они смогут привлечь.

В начале 2012 года власти Челябинской области нашли возможность повысить ежемесячное пособие для детей-инвалидов – на Южном Урале это изменение коснулось примерно семи тысяч семей. В 2011 году – впервые за долгое время – было повышено пособие на содержание ребенка в приемной семье – до уровня прожиточного минимума с ежегодной индексацией. Сейчас это 5 051, и оно будет повышаться вместе с изменением прожиточного минимума, рассказывает Ирина Гехт и добавляет:

- Мы все понимаем, что надо идти дальше. И мы идем.

Подготовила Ольга Бороденок