Галопом по Америке. КАКИЕ выводы сделал губернатор Юревич по итогам поездки в США

21 октября 2011 года, 14:40

Южный Урал в скором времени ожидают изменения как в экономической, так и в социальной сфере. После визита главы региона Михаила Юревича в США в области намерены сделать упор на подготовку программистов, возложить обязанности по благоустройству окружающих территорий на плечи собственников недвижимости, провести повторную аккредитацию технопарков… Кроме того, регион готовится встретить крупных американских инвесторов, которые планируют локализовать здесь свое производство. Подробнее о том, какие идеи навеяла Америка южноуральцам, Агентству новостей «Доступ» рассказал губернатор Челябинской области Михаил Юревич.

О НОВОМ ФИНАНСОВОМ КРИЗИСЕ

- Хочу отметить, что тех проблем с экономикой, которые сейчас озвучивают мировые СМИ, в США нет. Наоборот, американская экономика работает очень эффективно – прибыли компаний растут.

Между тем, проблема экономики США заключается в раздутых бюджетах. Я был крайне удивлен тем, что во многих американских городах дороги и благоустройство намного хуже, чем в том же Челябинске. При этом дефицит сложился на всех уровнях: как в федеральной казне, так и в бюджете штата и муниципалитета.

Бюджеты России пока сбалансированы, и премьер-министр Владимир Путин говорил, что по итогам 2011 года бюджет казны будет практически бездефицитным. У нас один из самых маленьких долгов по процентному соотношению ВВП. Однако наши компании пока недостаточно конкурентоспособны, и здесь есть над чем работать.

О ПОИСКЕ ИНВЕСТОРОВ

- Любая власть во всем мире ставит задачу развития на своей территории каких-то предприятий для создания новых рабочих мест. Естественно, деньги, которые платятся в бюджетную сферу, тоже выходят на потребительский рынок.

Инвесторов в Челябинскую область надо привлекать и привлекать. Это непрерывная работа любой власти, она никогда не заканчивается, потому что население любого благополучного государства со временем растет, и нужно создавать новые рабочие места.

Сейчас мы выписываем визы представителям американских компаний, которые хотят приехать посмотреть Челябинск и регион в целом. Но нас интересуют только прямые инвестиции. Портфельные вложения, в частности, в фондовый рынок, не для нас.

Такие поездки в перспективные страны мы будем продолжать обязательно. Сейчас иностранцы относятся к России очень настороженно. Существует пропаганда, что у нас недостаточно законности, якобы у нас не та власть, которую они представляют. На самом деле у них еще хуже.

В Челябинской области созданы благоприятные условия для бизнеса – могу с уверенностью это сказать как бывший предприниматель.

Еще один положительный момент таких визитов заключается в том, что многие инвесторы хотят заручиться политической поддержкой главы региона, в который они хотят прийти, или какого-то значимого государственного деятеля. Так принято во всех странах. Прежде всего, в Америке. Поэтому все иностранные бизнесмены хотят вести переговоры только с первым лицом, представляющим территорию.

Естественно, мы привлекаем инвесторов только в такие отрасли, которые не охватывают наши местные предприятия. Где южноуральские компании конкурентоспособны – естественно, лучше пусть они развиваются. Такие компании намного выгоднее и для местного бюджета, и для федеральной казны.

О ЧТЗ И CATERPILLAR

- Американцы сейчас заинтересованы в российском рынке, потому что он растет. Сейчас Челябинский тракторный завод начал переговоры с американским автогигантом Caterpillar. Еще не знаю, как будет оформлено их сотрудничество – в виде совместного предприятия или в иной форме. Добавлю, что в настоящее время у ЧТЗ очень грамотный менеджер, иностранные партнеры уже наслышаны о нем и относятся с уважением.

Замечу, что Южный Урал традиционно работал в машиностроении. Наш металлургический комплекс создавался еще во время войны, относительно близко расположены и предприятия машиностроения. Это грамотно, так как нет необходимости везти, к примеру, продукцию для обработки на металлургический завод, а потом обратно. При этом потребители продукции машиностроения также расположены недалеко от Челябинской области. В основном, это Сибирь, Казахстан и центральная Россия.

О ЗАДАЧАХ ЮЖНОГО УРАЛА

- Американская экономика – № 1 в мире, и масштабы их предприятий действительно поражают. Мы были на заводе по производству двигателей и локомотивов. В России есть только один аналогичный ему – в Коломне (Московская область). ЧТЗ хочет создать такое же производство.

Когда приходишь на наши заводы, видишь гиганты – огромные цеха. Когда я приехал на американский завод, я увидел масштабы в два раза больше наших. Это супергигант. Все забито новым оборудованием, постоянно модернизируется, везде применяются современные технологии. Все потому что у них не было такого провала, который был у нас в виде неэффективных собственников, плохой приватизации. Но мы уже прошли этот период, и списывать на него ничего нельзя. Надо жить дальше и бежать вперед – выигрывать конкурентную борьбу, ведь нет ни одной технологической операции в производстве, которую нельзя было бы сделать в Челябинской области.

О ТЕХНОПАРКАХ

- По итогам посещения Силиконовой долины в США мы намерены развивать на Южном Урале новое направление в наших технопарках. Пока они работают не очень эффективно. Мы посмотрели, как этот процесс налажен в Америке. Теперь внесем коррективы.

Прежде всего, будем делать упор на программирование. Во всем мире сейчас программы – это продукт № 1. Что бы мы сегодня ни покупали, все содержит программное обеспечение: машины, самолеты, любое оборудование. При этом чипы везде идут практически стандартные – для них уже пишется соответствующая программа.

Отмечу, что труд программиста – индивидуальный, даже если он работает в команде. Конечно, этому направлению нужно уделять особое внимание, так как программы все больше внедряются в жизнь общества. В целом не скажу, что наша страна продвинулась вперед в этом плане. Мы отстали, но есть возможность догонять.

Был крайне удивлен, когда встретился в Силиконовой долине с южноуральской компанией – подразделение 3 Di-Vi миасской фирмы «Папилон», являясь резидентом технопарка Plug&Play, разрабатывает современные программы 3D-зрения для техники.

Выходит, на Южном Урале есть точечные ростки, но надо их увеличивать. А то получается: наш институт программистов учит, а кто-то из них становится хакером. Пентагон вот когда-то взломали. Необходимо направить знания таких специалистов в мирное русло.

О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ

- Понравилась американская система, связанная с благоустройством окружающей территории и ответственностью за это собственников зданий и сооружений. На улицах чисто, убрано, трава подстрижена – это делают исключительно собственники. Муниципалитет же выписывает штрафы за то, что не сделано. Если же какой-то участок зарос бурьяном, значит, это муниципальная земля. Вот такой вот парадокс. У нас же все наоборот.

Сейчас дал поручение разработать аналогичные законы, чтобы следить за порядком в городах Южного Урала. Отмечу, что такие законодательные акты начали разрабатывать еще три года назад, когда я был мэром Челябинска. Еще тогда я обращал внимание, почему в других странах чисто, убрано, покрашено, откуда у их муниципалитетов на это деньги.

Закон об ответственности собственников недвижимости за благоустройство городов в Челябинской области обязательно должен быть, однако необходимо сделать его мягким, чтобы он ни в коем случае не ущемлял неплатежеспособных граждан. Возможно, в будущем он распространится не только на Челябинскую область, но и на другие территории страны.

ОБ АМЕРИКАНСКИХ ГОРОДАХ

- Понравился Сан-Франциско. Он не такой высотный, как Чикаго, но интересен, прежде всего, знаменитыми холмами и близостью Тихого океана. Благодаря этому можно было увидеть, как три раза за час изменилась погода.

Но с другой стороны, говорят, Сан-Франциско – один из самых красивых городов. Я ничего там красивого не нашел. Рядом опять же миллионный город Сан-Хосе – просто вообще ничего привлекательного, пустота. Ничем не лучше Челябинска, а может, даже хуже.

От Сан-Франциско до Москвы на самолете 12 часов, до Китая также через весь океан лететь половину суток. У нас же расстояния намного меньше: к примеру, до Европы на самолете – четыре-пять часов, до Турции – четыре. Это дает больше возможностей для развития бизнеса на нашем континенте, так как проще и выгоднее выстроить логистическую сеть.

Дарья Поникарова