275-летию Челябинска посвящается. Городские основатели: кинорежессер Леонид Оболенский

19 августа 2011 года, 09:06

В Челябинске в преддверии 275-летия города выбраны личности, принимавшие непосредственное участие в основании и становлении областного центра, среди них – деятели истории и современности. Агентство новостей «Доступ» совместно с мэрией южноуральской столицы представляет тех, чьи портреты уже украсили праздничные афиши, появились на баннерах на городских улицах. Очередной «гость» проекта – Народный артист России, «последний князь кинематографа» Леонид Оболенский (1902-1991), подаривший Челябинску 30 лет своих жизни и творчества.

Леонид Леонидович Оболенский (21 января 1902, Арзамас — 17 ноября 1991, Миасс, Челябинская область) – великий русский кинематографист, один из основоположников отечественного звукового кино. Блестящий актер, тележурналист, фотограф, искрометный собеседник, он был магнитом, притягивающим к себе молодых литераторов, художников, музыкантов.


Молодой Эйзенштейн считал Ооболенского типичным эксцентриком. Высокому, элегантному, спортивному Оболенскому «грозила» легкая актерская судьба, но он обрек себя на бесконечный поиск. Его влекли педагогика, режиссура, он ассистировал Кулешову, Эйзенштейну, ставил фильмы сам, один из которых — «Кирпичики» — стал настоящим киношлягером своего времени, а «Альбидум» был жестоко изрезан и заброшен на полку.


В 1920-1921 годах учился в Госкиношколе (мастерская Льва Кулешова).

Как актер дебютировал в фильме «На красном фронте» (1920). В 1918-1920 служил в Политотделе штаба Красной Армии.

С 1920 – актер театров, с 1925 – режиссер киностудии «Межрабпомфильм». С 1930 – звукорежиссер киностудии «Межрабпомфильм». В конце 30-х Оболенский всерьез увлекся проблемой звука в кино. Он едет в Германию для изучения и закупки звукозаписывающей аппаратуры, а затем становится одним из первых звукооператором советского кино, принимает участие в создании картин «Окраина», «Великий утешитель», «Марионетки».


«Последний князь кинематографа» – так называли Леонида Леонидовича Оболенского. Его талант был всесторонним, что не позволяет однозначно определить его профессию. Конечно, в сознании зрителей он остается актером. Для кого-то – молодым и пластичным героем комедий 20-х годов, для большинства же – стройным, благородным старцем, принесшим в кинематограф высокую культуру, скромную аристократичность, тонкий вкус.


В июне 1941 года Леонид Оболенский ушел в ополчение и вскоре попал в плен. Фашисты, узнав, что перед ними бывший князь, отправили его в церковь, где он несколько лет помогал священнику. Вернувшись после войны домой, Оболенский был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском.

Работал на различных студиях и в театрах Ашхабада, Печоры. 

С 1955 года – актер труппы Минусинского театра, с 1956 – режиссер и звукорежиссер Свердловской киностудии.

В Свердловске он заново прошел все ступени режиссерской профессии – от ассистента до постановщика. Оболенский увлекся телевидением, создавал научно-популярные и документальные картины, руководил клубами кинолюбителей

В Челябинск Леонид Оболенский приехал в 1962 году и стал режиссером Челябинской студии телевидения. Он провел на Южном Урале три десятилетия своей жизни, был обвинен в предательстве, подвергнут травле и посмертно реабилитирован в 2005 году.

В 70-е годы он вновь стал много сниматься как актер. Заполучить его к себе в фильм из Миасса, последнего пристанища мастера, почиталось за счастье и честь. За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый прутик»), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»). 

Его постоянно окружала молодежь, общаясь с которой, он не давал себе права стареть.

В 1991 году Леониду Оболенскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Сразу, без Заслуженного. Такой чести удостоились немногие легендарные мастера. В том же году в возрасте 89 лет Оболенский скончался.

Последние годы жил в Миассе.

В 1999 году в Челябинске открыт музей-квартира Леонида Оболенского. В этом же году проведен Первый всероссийский кинофестиваль «Новое кино России», главный приз которого – Приз Челябинска – вручается кинематографисту, внесшему существенный вклад в развитие российского кино и работавшему на площадке с Оболенским

При подготовке материала использована информация ресурса dic.academic.ru