Атомная станция под увеличительным стеклом. Эксклюзивные подробности от разработчиков проекта ЮУ АЭС

22 августа 2008 года, 10:27

Даже если на атомную станцию упадет самолет, с ней ничего не случится. По словам одного из разработчиков проекта, начальника научно-исследовательского отдела экологии атомных станций ОАО «Атомэнергопроект» Вячеслава Чионова, будущая АЭС максимально застрахована также от землетрясения, разгерметизации и «фактора дурака».

- Вопросы экологической и радиационной безопасности проработаны в проекте от и до, – рассказал АН «Доступ» Вячеслав Чионов. – Что гарантирует безопасность объекта? Во-первых, преемственность. Уже есть успешный опыт строительства и, главное, эксплуатации таких станций и в нашей стране, и за рубежом. Могу привести в пример две крупные станции, со множеством блоков: это Балаковская АЭС в Саратовской области и Запорожская – на Украине. Есть опыт эксплуатации, который показал, как ведут себя блоки в работе.

Кроме того, жизнь не стоит на месте, и мы вместе с ней. Так, мы эволюционно подошли к проекту южноуральской АЭС, в его основу лег другой, более ранний проект АЭС 1992 года, который делался с соблюдением норм государственной программы «Экологически чистая энергетика». Подчеркну: это именно государственная программа, а не просто ведомственная. Тот, а значит, и этот проекты были приняты европейским сообществом, как отвечающие всем европейским нормативам.

Еще один общепринятый показатель, который говорит о повышенной безопасности объекта, – широкое применение пассивных систем безопасности. Говоря по-простому, систем, основанных на природных явлениях, таких как гравитация и аккумуляторы давления.

- Если система действует на основании своих внутренних свойств – значит, не надо приводить в действие сложные механизмы, – продолжает Чионов. – Чем больше механизмов – тем выше вероятность отказа. Именно поэтому в проекте атомной станции предусмотрены системы пассивного отвода тепла, залива активной зоны при авариях, а также подавления водорода при авариях. Подобные вещи повышают безопасность блока.

Впрочем, если авария все же произойдет, – а вероятность этого, как подчеркивают специалисты, ничтожно мала, – то не потребуется даже эвакуации населения: реактор будет надежно защищен двойной железобетонной оболочкой. Это – основа локализации зоны ЧП.

- Двойная защитная оболочка позволит энергоблоку выдержать, скажем, падение самолета весом до 20 тонн на скорости 200 метров в секунду, – продолжет Вячеслав Чионов. – Или, например, землетрясение до восьми баллов. Но если не ошибаюсь, вероятность землетрясений в Челябинской области ничтожно мала. Также безболезненно энергоблок сможет перенести обесточивание или отказ источников охлаждающей воды, поскольку система предусматривает внутренние резервы. Конечно, всегда остается «человеческий фактор». Но наш проект сводит его к минимуму. Станция обладает низкой чувствительностью к ошибкам или бездействию персонала.

Проект ЮУ АЭС в течение двух месяцев проходил государственную экологическую экспертизу, во время которой, кстати, было отмечено большое количество новых технических решений. Прошла и главная государственная экспертиза Росстроя, где проект АЭС рассматривался всесторонне, в том числе и с точки зрения экологической и радиационной безопасности.

- Разумеется, когда запускается такой грандиозный объект, у людей возникают вопросы, – говорит начальник отдела экологии атомных станций. – И мы обязательно на все ответим перед началом строительства. Это процедурный вопрос. Дело в том, что пока мы получили лицензию только на размещение АЭС, на строительство нужно будет получать еще одну. И когда мы придем в Ростехнадзор, от нас потребуют результаты публичных слушаний. Так что мы их обязательно проведем вместе с администрацией Челябинской области, пригласим всех специалистов и всех заинтересованных лиц, как это было сделано в Воронежской области. Там уже строится первый энергоблок точно такой же станции – в Нововоронеже-2. Мы встретились с людьми: участвовало много народу – студенты, сотрудники природоохранных организаций, общественники. С нашей стороны – генеральный проектировщик, директор действующей станции, администрация. Мы рассказали максимально подробно, что будем строить, и очень удивились, что было мало вопросов по безопасности объекта. Вопросы были такого плана: а что мы, простые граждане, будем с этого иметь. А боязни, опасений практически не было. Хотя в Нововоронеже, наверное, было попроще, там уже действует одна станция, запущенная в 1964 году, поэтому люди видят, как она работает, какие плюсы дает наличие такого энерготисточника. Не без пользы он там находится…

Все же сегодня понимают, что за нами, за станцией будут наблюдать под увеличительным стеклом, поэтому никаких вольностей мы не допустим. И другим не дадим.