Родители челябинского призывника, сбежавшего из части МЧС, отправили сына обратно. «Нарушения были, но физического насилия в отношении новобранцев не выявлено» — замначальника МЧС России

23 июня 2011 года, 15:44

К военным частям в Челябинской области временно прикомандированы пятеро солдат, самовольно покинувших часть МЧС в Самаре из-за неуставных отношений со стороны сослуживцев с Кавказа. Шестого новобранца родители решили отправить назад в часть. В комитете Солдатских матерей такое решение считают далеко не самым лучшим – отправить сына туда, откуда он сбежал. Однако оказалось, что мать новобранца лично присутствовала на всех проверках, в том числе прокурорской, беседовала с командованием части и не нашла повода забирать ребенка из части. Подробнее о ситуации в роте молодого бойца военной части МЧС № 73403 – в материале Агентства новостей «Доступ».

После инцидента прошел уже месяц – шестеро солдат из Челябинской области были призваны в подведомственную спасателям воинскую часть в середине мая. В начале июня – сбежали из роты молодого бойца и на «попутках» добрались до Челябинска.

«Ребят призвали в середине мая 2011 года. Они все были в учебной части в разных подразделениях военной части МЧС № 73403 в Самаре. Сбежали они, не сговариваясь, встретились уже в дороге. Добрались до Челябинска на "попутках" и сразу пришли в местный военкомат. Уже там объяснили, что покинули место дислокации из-за неуставных отношений со стороны сослуживцев с Кавказа», – рассказывает со слов беглецов председатель Комитета Людмила Зинченко.

По словам солдат о ситуации пишут и все российские СМИ: ребята объяснили, что призывники из Северной Осетии их били, жгли пальцы на ногах зажигалками, поднимали среди ночи и избивали, а также заставляли стирать портянки, унижали, вымогали деньги и требовали покупать им водку. Бойцы рассказывают, что накануне они обратились в медсанчасть, сказали, что их побили. Одного из них положили в лазарет с сотрясением мозга. В этот же день осетины выловили бойцов по одному и, приставив нож к горлу, каждому сказали: «Сегодня ночью тебе не жить». Шестеро служивых решили не терпеть издевательств и рванули из части. Акцент во всех публикациях делается на том, что сбежали ребята, не сговариваясь.

В местных военкоматах беглецы, среди которых жители Троицка, Магнитогорска и Рощино, написали заявления. Уже в начале июня в части, в которой раньше не было ни одного подобного случая, начались всевозможные проверки. Сейчас часть из них окончена. Военно-следственный отдел еще разбирается в случившемся.

«Прокурорская проверка, проведенная по факту оставления солдатами места службы, показала, что никакого физического насилия в отношении убежавших новобранцев не применялось. Также осмотрены другие 150 солдат из роты молодого бойца – ни у одного из них не найдено следов насилия. Да, в ходе проверки выявлены некоторые нарушения в работе офицерского состава – командование должным образом не провело воспитательные беседы с новобранцами, не объяснило им, как следует себя вести. Это не мои слова, а официальное заключение военной прокуратуры Самары», – рассказал заместитель начальника Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России Евгений Андросов.

Работа с офицерами в части уже проведена. Бойцам из Осетии тоже уже разъяснили, как нужно вести себя вне «горячего» Кавказа.

Замначальника МЧС поведал, как именно убежали солдаты. А сбежать они решили, по его словам, все-таки вместе, по наущению двух ребят. Южноуральцы познакомились еще в эшелоне. Здесь же у двух из них, старших по возрасту, возникла идея вполне законным образом перебраться из Самары поближе к Южному Уралу: 24-летние парни предложили четырем младшим однополчанам покинуть часть и в трехдневный срок вернуться на Родину. Те согласились.

«Парни знали, что если после оставления места службы они в течение трех суток придут в военкомат с объяснительной, то юридически им никакая ответственность не грозит», – отметил Евгений Андросов.

В принципе, ребята отчасти добились своего. По словам «принимающей» стороны, даже если Военно-следственный отдел не найдет оснований для возбуждения дела, по решению министерства чрезвычайных ситуаций может быть принят приказ о переводе солдат в такую же ведомственную часть в поселке Новогорный (Озерск, Челябинская область). Не исключено, что солдаты поменяют даже ведомство и уйдут в часть Минобороны. В последнем случае можно будет сказать, что затея с побегом себя не оправдала – по общему мнению, служить в МЧС безопаснее, чем под крылом Минобороны или даже МВД.

«За 22 года моей работы не было ни одного серьезного ЧП в частях МЧС. Но дело в том, что в той части много кавказцев, а они всегда ходят группами, и все действия совершают группами. Нашим разрозненным солдатам трудно им сопротивляться», – отметила Людмила Зинченко.

По словам Евгения Андросова, ребята с Кавказа просто более сплоченные, чем из русских регионов.

Интересно, что родители призывников по-разному отреагировали на поступок сыновей. «Сын говорил, что их били, когда они отказывались подчиняться требованиям солдат из Северной Осетии. Сначала ребята дрались, но кавказцев почти в пять раз больше – 140 человек против 30. Если придет решение о переводе сына в ту же часть, я его не отпущу. Сейчас в автомобильном полку у него все прекрасно», – рассказала мама одного из новобранцев Ирина Смолина.

«Мой сын в первом классе ослеп. Его лечили 10 лет и смогли вернуть зрение. Он закончил университет и решил отслужить. Наш окулист был категорически против службы, даже от сильного стресса слепота может вернуться. Но сын на комиссии ничего не сказал про это, и его забрали. Мне очень страшно, что будет дальше», – негодует мама второго призывника, пожелавшая остаться неизвестной.

А вот родители одного из парней такого мнения не придерживаются. «Мать новобранца приехала сразу после нашего звонка. Вместе с офицерами и прокуратурой с первого дня она участвовала в проверке, все видела своими глазами. В результате сказала: "Я не хочу, чтобы мой сын отсюда уезжал"», – прокомментировал Евгений Андросов.

По словам представителя по связям со СМИ ВСО СКП УрФО Романа Сазонтова, сейчас на месте ведется доследственная проверка, по результатам которой будет принято решение о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела.

Марина Малкова