Неэкологичный пикет челябинских экологов

12 мая 2011 года, 21:46

«Они должны нам деньги! Хозяева ОАО "ЧЭМК" обязаны компенсировать ущерб жителям, страдающим от его выбросов» – такими листовками неизвестные авторы приглашали на сегодняшний пикет возле второй проходной ЧЭМК. Пресс-релизы по тому же поводу, разосланные общественной экологической организацией «Зеленый Мир» в средства массовой информации, выглядели скромнее: «12 мая на пикете возле ЧЭМК жители потребуют от руководства предприятия провести в кратчайшие сроки модернизацию и установить современные фильтры, чтобы прекратить травить взрослых и детей». Заинтригованные несовпадением текстов, корреспонденты Агентства новостей «Доступ» отправились к Южной проходной комбината, чтобы на месте разобраться, кто кому и сколько задолжал.

Издалека пикет смотрелся внушительно – аккуратные плакаты вдоль дороги, машущие автомобилям активистки и около пятидесяти человек вокруг.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что самих пикетчиков – полтора десятка, еще четверо их организуют, пятеро представляют комбинат и горадминистрацию, остальные – пресса.

С прибытием корреспондентов Агентства число пишущих и снимающих стало уверенно превосходить число пикетирующих и комментирующих, но ни один из журналистов не мог пожаловаться, что фактуры не хватает. Ее было в избытке. И говорила она сама за себя.

Сразу бросился в глаза состав пикетчиков. Несколько пенсионеров, два откровенно пьяненьких пролетария, которым хоть пикет, хоть ДТП – лишь бы с народом,

несколько юнцов и… школьники.

Школяры все как один держали плакаты: «Губернатор, заставь ЧЭМК поставить фильтры», «ЧЭМК нам должен деньги», «ЧЭМК, не трави нас по ночам», «Хозяевам ЧЭМК прибыли – нам рак», «Нашим детям нужен чистый воздух» и еще несколько аналогичных. Как позже выяснилось – ребята из девятого класса, судя по одежке – не из обеспеченных семей. Детки криво улыбались, и на все вопросы журналистов тыкали себе за спину – «вон к ним, они объяснят».

«Они» были представлены своеобразно. Два шаблонных молодых активиста, которых воспитывают нынче во всех молодежных отделениях всех партий. Эти щедро делились с прессой замыслами. И два мужчины «возле 30 лет», которые незаметно общались с пикетчиками, подтягивали, созванивались, докладывали, координировали – и быстрым шагом уходили от журналистов.

За одним, назвавшимся Алексеем, корреспондент «Доступа» 10 минут нудно ходил по пятам и ныл, предлагая поговорить. За это время рядовые граждане либо сдаются, либо отсылают назойливого собеседника в необъятные дали. Этот не сделал ни того, ни другого, из чего ясно видно – мужчину не впервые достают с вопросами, привык дистанцироваться. Второй – назвавшийся Сергеем Ивановым – также прессе ничего не комментировал, при нажатии импровизировал на тему «Я простой гражданин, всей душой возмущен выбросами ЧЭМК» и откровенно смеялся.

Радовали глаз аккуратные, сделанные в профессиональном рекламном агентстве, баннеры с призывами, растянутые на новеньких тяпках. Настолько новеньких, что на них еще сохранились нарисованные цены. Юноша, представившийся третьекурсником юридического института Максимом Кондрашовым и заместителем руководителя общественной организации «Зеленый мир», сообщил Агентству новостей «Доступ», что вся наглядная агитация стоила около 5 тыс. рублей, две из которых он якобы отдал из своего кармана. При этом Максим затруднился ответить, сколько стоят тяпки отдельно от баннеров и какова его стипендия.

«Чего конкретно хотите от ЧЭМК?», – поинтересовался корреспондент «Доступа».

«Чтобы руководство допустило нашу экологическую комиссию контролировать выбросы», – напористо ответил активист.

«А эксперты у вас уже есть? Кто контролировать-то будет, какими приборами», – допытывался автор этих строк.

«В наработке.. То есть мы их ищем. Будем привлекать, наверное, выпускников вузов. А приборы на кафедре попросим. Дадут.. Наверное...» – слегка сбросил напор юноша.

Тем временем первые замы генерального директора ЧЭМК Валерий Тамбовцев и Анатолий Жеребцов, выдержав первый натиск пенсионеров и прессы, начали приглашать всех в автобус – дабы проехать на территорию комбината и посмотреть воздухоочистные сооружения. Пикет отреагировал странно – к автобусу двинулось большинство, только не к синему ЧЭМКовскому «Икарусу» – а к зеленому «ПАЗу».

Как выяснилось, на нем пикетчики организованно приехали к проходной, потому и потянулись все в «свой» автобус.

Но массовая экскурсия отложилась – к проходной в срочном порядке примчалась вызванная представителями горадминистрации директор ближайшей школы, и тут же обнаружила двух своих учеников. «Почему вы не на уроках и кто вас сюда пригласил?» – с ходу начала интересоваться педагог. Героические пикетчики на глазах превратились в ягнят и хором заблеяли: «Нас от школы забрали, сказали, что надо постоять». Еще четверть пикета неслышно испарилась, маскируясь за ограждениями и кустами. Вдалеке «мужчины за 30» продолжали отзваниваться и координировать.

На защиту своих агитаторов от директора школы бросился председатель правления общественной организации «Объединение независимых экологов Челябинской области”Зелёный Мир”» Максим Юхачев. «Вы не имеете права запрещать своим ученикам выступать за то, что они считают правильным», – красиво возвысил голос он.

Однако опытная директор школы таким же звучным голосом спросила, почему он передергивает факты, и почему школьники должны выступать за экологические идеалы во время уроков.

Журналисты захихикали, агитатор смешался. Это был первый, но не последний его конфуз – отвечая на вопросы прессы, чего все же хотят экологи, председатель правления внезапно начал рассказывать про превышение концентрации формальдегида в выбросах ЧЭМК.

«Формальдегид не используется в производстве ферросплавов!» – белугой взвыл один из замов гендиректора комбината.

«Ах, откуда вам знать, что они используют в производстве?» – вопросил юноша, и операторы уронили камеры.

Однако некоторые ответы на вопросы Агентства новостей «Доступ» Юхачев все же дал. Хотя весьма неожиданные.

- Чего ваша организация хочет добиться?

- Мы стали проводником народного гнева…

- Максим Анатольевич, это прекрасно. Но чего вы хотите добиться конкретно?

- Ну, чтобы ЧЭМК, как и в советские времена, сделал санитарно-защитную зону. И проводил социальную работу с детьми, школьниками. Например, какие-то кружки, секции…

Тем временем директор продолжала собирать в кучу своих учеников.

Внезапно выяснилось, что все их портфели лежат в багажнике машины организаторов пикета, и дети дружною гурьбою поскакали через улицу, за ними и организаторы. Туда же ринулась педагог. Пенсионеры и маргиналы растворились неизвестно когда и куда, зеленый «ПАЗ» уехал, и возле синего «Икаруса» остались только журналисты. Они и поехали на экскурсию смотреть воздушные фильтры.

Цеха гудели, начальник экологического отдела комбината не хотел объяснять ничего на камеру и под запись, а на территории ЧЭМК ощутимо воняло.

И вот ведь обида какая – воняло именно так, как периодически воняет на близлежащих к комбинату улицах.

Но как показал прошедший пикет, организаторы интересовались чем-то другим. Чем – пока неясно. Будущие выборы покажут. Или цена акций ОАО «ЧЭМК» – у них в день пикета как раз должно было состоятться ежегодное собрание акционеров – собирались обсуждать увеличение уставного капитала.

Екатерина Минеева,
фото Мария Станковская