Шершневское водохранилище прирастет поселком. Кто против

22 марта 2011 года, 11:11

В Кременкуле (Сосновский район, Челябинская область) состоялись общественные слушания по генплану дальнейшей застройки поселка Западный, который находится на берегу Шершневского водохранилища. О громких криках и тихих вопросах без ответов – в материале Агентства новостей «Доступ».

В зале дома культуры поселка Кременкуль было откровенно холодно – из-за кулис тянуло не просто сквозняком, а вполне ощутимым ветром. Создавалось впечатление, что хозяева ДК ждут горячих баталий и заранее приготовились остужать спорщиков. Баталии не заставили себя ждать.

Начальник отдела генплана института «Челябинскгражданпроект» Антон Серебровский представил генплан, согласно которому на земле, ранее принадлежавшей Южно-Уральскому НИИ плодоовощеводства и картофелеводства (ЮУНИИПОК) вырастет микрорайон размером около 1 100 га. Большинство домов будут индивидуальными, в середине поселка предполагается среднеэтажная застройка. Западный будет снабжен всеми учреждениями соцкультбыта, включая детсады и школы, а транспорт пойдет по главной улице поселка через Малиновку до Полетаево-2 и дальше на Челябинск.

Проект предполагает размещение домов во втором поясе охранной зоны Шершневского водохранилища с учетом водоохранной зоны и береговой полосы. Архитектор пообещал, что для поселка будут специально выстроен новый водозабор и очистные сооружения, а ливневка будет сливаться в Сорочий лог, куда уже давно отведены ливневые воды самого Кременкуля. Газоснабжение и электроснабжение поселка планируется от централизованных сетей, газ также будет подведен к каждому коттеджу.

На этом спокойная часть общественных слушаний закончилась. Председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов озвучил свои опасения по строительству дороги и канализации. Первая, по мнению главного общественника региона должна быть окружной и не проходить через поселок, чтобы не делать из узкой улицы забитую пробками транспортную артерию. По мотивам второй Вячеслав Скворцов и вовсе нарисовал апокалиптическую картину: отсутствие централизованной канализации в строящемся жилье понуждает собственников идти на самые изощренные способы утилизации отходов – вплоть до бурения скважины под домом, что не исключает попадания фекалий в первый водоносный слой почвы и далее в водохранилище. Скворцов предупредил и об опасности напорных коллекторов, имеющих тенденцию к переполнению и прорыву в окружающую среду.

Антон Серебровский и первый заместитель главы района Владимир Вальтер начали было объяснять, что генплан пока не окончателен, так что канализации и дороге в свое время будет уделено достаточное внимание. Однако неожиданно в дело вступила тяжелая артиллерия – жители поселка Радомир.


Около 10 лет назад до жителей Челябинска дошло общественное движение «Звенящие кедры России», инициированное новосибирским предпринимателем Владимиром Пузаковым, взявшим себе впоследствии фамилию жены – Мегре. Под этой фамилией он написал ряд книг, и создал общественное движение, которое предполагает возврат к жизни на земле, в экологических поселениях, так называемых родовых поместьях. Родопоселенцев часто называют «анастасийцами», по имени героини книг Мегре и одноименного фонда во Владимирской области. «Звенящие кедры России» неоднократно признавались исследователями деструктивным культом и сектой, однако на территории России их деятельность не запрещена.


Более двух сотен челябинцев, загоревшихся идеей родовых поместий, решили организовать их в Сосновском районе области, на земле, находящейся в федеральной собственности. Хотя никаких документов на владение или аренду земли у них не было, поселенцы Радомира разбили землю на участки и начали высаживать деревья по периметру. Как сами подчеркивают – не просто деревья, а особо ценных пород – дубы, липы, клены и, разумеется, кедры.

Выступления членов эко-поселения Радомир превратили и без того нескучные слушания в абсолютный пир духа. Члены сообщества не стеснялись в выражениях, возмущаясь тем, что федеральная власть в течение восьми лет игнорировала их заявления с просьбами о бесплатной передаче нескольких десятков га земли в перспективном пригородном районе. Анастасийцев не смущало, что ответ они требуют от районной администрации – «Вы же тоже власть!». «Мы власть муниципальная», попробовал было намекнуть Вальтер, но это замечание радомирцы сочли несущественным. Собравшимся были озвучены Земельный кодекс, азы Конституции, обращение к народу Челябинской области, стихотворное послание губернатору «Когда-нибудь и ты захочешь услышать запах тополей» и прочие духоподъемные вещи. Общая идея выступлений также озвучивалась прямым текстом – это наша земля, и мы никуда с нее не уйдем. Тем более что она была совсем заброшена, а мы там кедры посадили.

Журналисты смеялись уже в голос, не смешно было только организаторам слушаний. Всех выручил главный общественник региона, в силу должности привычный к терапевтическим беседам с самыми разными посетителями. Вячеслав Скворцов пообещал радомирцам непременно рассмотреть их предложения. Экопоселенцы снизили громкость, но не частоту реплик.

Тем временем голос подали жители Кременкуля. Они поинтересовались, когда же будут решаться их проблемы с плохой водой и вспомнили об обещаниях, когда-то раздаваемых при обсуждении генплана строительства поселка Холмs. Вода лучше не стала, зато дорогу, ведущую в поселок через Кременкуль, заузили настолько, что на ней не могут разъехаться два самосвала. А водохранилище тем временем продолжает зарастать водорослями, и летом дышать рядом с ним можно с трудом.

Жителям Кременкуля представители администрации пообещали решить вопросы в текущем порядке, хотя по интонациям было понятно, что ответ уже стал ритуальным. Вячеслав Скворцов опять поднял вопрос о невозможности контроля над индивидуальной канализацией в коттеджах и смутных функциях Роспотребнадзора, который то ли имеет право, то ли не имеет обязанности проверять индивидуальные септики. Радомировцы снова взялись обличать власть имущих. Владимир Вальтер в общем гаме успел сказать о неплохой, но безвременно канувшей в лету программе «Берега» по инфраструктурному развитию территорий примыкающих к Шершневскому водохранилищу, которую одно время обещали финансировать представители ООН, но потом все как-то не сложилось. Скворцов предложил Вальтеру показать на карте застраиваемые участки. Вальтер взялся показывать и сбился. Радомирцы вновь всех обличили. Архитектора забыли, и он растерянно улыбался, стоя рядом с экспозицией генплана. Из-за кулис продолжали дуть ледяные ветры, и в общем, создавалось стойкое впечатление, что общественные слушания – это лишь синоним слова «поорать». По крайней мере, для «анастасийцев».

К концу обсуждения, впрочем, обстановка стабилизировалась. Председатель комиссии по экобезопасности Общественной палаты Мария Соболь, сохранившая вежливость даже в такой обстановке, предложила представителям районной администрации создать на базе Палаты диалоговую площадку и скоординировать усилия по обсуждению имеющихся вопросов генплана. Администрация согласилась с облегчением. Предложения по изменениям генплана от Палаты были переданы представителям муниципальной власти. Радомирцы, не утихая в обличениях, также внесли свою лепту объемом листов примерно в 30. После все официальные участники слушаний дали краткие интервью, из которых следовало, что обсуждением они довольны, и следующее слово по застройке – за депутатским корпусом.

«Анастасийцы» тоже всем хотели раздать интервью, но большинство репортеров удалились крупным шагом. Строительству поселка, судя по всему, быть. Примерно через год. 

Екатерина Минеева