Остров информатизации. Чем простая сельская школа удивила Юревича

10 марта 2011 года, 12:54

В общеобразовательном учреждении поселка Рощино губернатор Челябинской области получил в подарок запечатанный конверт с паролем, узнал о морально устаревших способах доступа во всемирную компьютерную сеть и пришел к выводу, что школьников надо держать в ежовых руковицах. Ради их же блага.

Поездка губернатора Челябинской области в среднюю школу поселка Рощино изначально выглядела беспроигрышным вариантом. Глава региона хотел убедиться, насколько успешно там обстоят дела с освоением программ электронного документооборота, который Сосновский район начал осваивать еще в 2007 году. К тому же, сам муниципалитет входит в шорт-лист территорий региона, где их внедрение достигает 100%. Но стремление за прогрессивными технологиями принесло за собой новые проблемы.

Еще во время предварительной экскурсии по школе глава Сосновского района Владимир Котов дал понять министру Александру Кузнецову и вице-губернатору Павлу Рыжему, что учебное заведение явно нуждается в переходе с проводного интернета на мобильный. Глава Минобра заглянул в свой IPad и кивнул с пониманием дела.

Позднее он признал, что выход школ в сеть через ADSL-каналы и спутники уже морально устарел: слишком часто возникают перебои со связью, да и стоимость оставляет желать лучшего. При этом реальной альтернативы той системе связи, которая была сконструирована в большинстве южноуральских школ в рамках нацпроекта «Образование», пока нет.

«Перевести сейчас все школы на оптоволокно и Wi-Fi нереально. Это очень дорого. Надо “обкатывать” проект в пилотном режиме на нескольких школах. Когда будет готова техника, мы должны уметь ей пользоваться в опережающем порядке. Уже сейчас в некоторых территориях проще и дешевле использовать мобильный интернет. Так что будем пробовать», – рассказал корреспонденту Агентства новостей «Доступ» Александр Кузнецов, пообещав заручиться поддержкой главы региона в этом вопросе.

Вице-губернатор Павел Рыжий тем временем немилосердно муштровал руководство школы и педагогов. «Ну, покажите же мне что-нибудь конкретное, то, чем вы реально можете похвастаться перед губернатором», – периодически восклицал он.

(К слову, в дальнейшем такой подход себя полностью оправдал: рощинские учителя, которым действительно было, что показать, рапортовали перед Юревичем четко и без ошибок.)

По словам директора школы Любови Борисковой, местные педагоги довольно успешно привыкают к системе «1С: Хронограф», которая позволяет создать на базе учебного заведения единую информационную базу, внедряют и собственные наработки. С начала 2011 года здесь начали работать с электронными дневниками, с помощью которых родители в режиме sms-оповещения могут узнавать о текущих оценках своих детей, домашних заданиях и датах классных собраний. Еще одно новшество – «сетевой куратор». Он представляет собой объемную базу тестов, которые учителя могут высылать детям прямо на дом. Например, во время отмены занятий из-за эпидемии гриппа или морозов.

«Перебои с интернетом случаются довольно часто, но работу в целом не парализуют… Максимум день-два», – осторожно заметила Любовь Борискова.

Однако один из первых моментов, который заинтересовал приехавшего губернатора, стала отнюдь не техническая подкованность школы, а многострадальный переход учебного заведения на новую систему оплаты труда.

«Смотрите, чтоб не получилось такого перекоса, как в Челябинске», – предупредил директора Юревич, услышав в ответ «шуточную» дату – 1 апреля. Как оказалось, местная администрация ошибки коллег из областного центра решила не повторять и подошла к вопросу вполне адекватно.

«Мы сохранили базовый уровень и выплату 25% сельских в полном объеме. При этом, может быть, стимулирующая часть не столь велика, зато человек будет защищен. Когда будут деньги в бюджете, тогда будем увеличивать и стимулирующую часть. А пока наиболее перспективным специалистам бесплатно землю под застройку выделяем», – уверяет начальник управления образования администрации Сосновского района Мария Агафонова.

Впрочем, местные учителя не могут похвастаться высокой зарплатой. Она едва дотягивает до 12 тыс. рублей, тогда как средняя по району – 17 тыс. рублей. Однако виной тому не прихоть местных властей, а присутствие в муниципалитете сразу нескольких крупных коммерческих предприятий с высокой зарплатой, считает Мария Агафонова.

Переход на новый принцип оплаты труда, по ее мнению, вещь необходимая: прежний «съедал» определенную долю учительской инициативы, зачастую не учитывая моральных и финансовых вложений со стороны талантливых педагогов.

Подводя итоги своего визита в рощинскую среднюю школу, Юревич похвалил руководство заведения и главу района за прогрессивный подход к делу и похвастался подаренным ему конвертом с логином и паролем для sms-дневника, а в ответ на провокационный вопрос журналистов о целесообразности тотального контроля за школьниками справедливо заметил: «При воспитании ребенка важно вовремя схватить тот момент, когда он расслабился и перестал учиться. Иначе потом он может отстать, начать стагнировать и в результате мы получаем двоечника. Ребенок, может, и не виноват, что за ним не следили, а жизнь изначально может сложиться неудачно. Учебный процесс должен быть постоянно на контроле у родителей».

Напоследок Владимир Котов, отчитавшись и о хорошем состоянии местных дорог, на радостях попросил было главу региона помочь с оснащением нового видеозала в Долгодеревенском, мол, надо-то всего миллион, но в ответ получил многозначительное приглашение обсудить этот вопрос уже на улице.


P.S. В личном блоге Юревич уже откомментировал свою поездку в Рощино: «Для сельской школы, построенной в 80-х годах, она выглядит шикарно. Везде пластиковые окна, шторы, чистота в классах, коридорах, на территории. Все говорит о том, что школой руководят действительно по-хозяйски. И я понимаю учителей, которые рассказывают, с какой охотой местные дети возвращаются в классы с каникул. В такой школе приятно получать знания, потому что в ней просто приятно находиться. Это хороший пример против стереотипа, что такое на селе невозможно. Поэтому есть задача сделать такие школы во всех районах. А в перспективе, конечно, постараться сделать такими все школы».

Глава региона еще раз остановился на информатизации школ, подчеркнув, что в этом направлении область будет двигаться наиболее активно: «Если раньше под этим (информатизацией. – Прим. АН “Доступ”) подразумевали разве что наличие собственного компьютерного класса, то теперь надо идти дальше. У каждой школы должен быть свой сайт. Родители могли бы возможность заходить на него со своим логином и паролем, чтобы иметь доступ к сведениям об успеваемости ребенка. Сейчас интернет-технологии развиваются стремительно, во многих местах и проводов нет, а интернет уже есть. Причем дешевеет трафик, а его мощность растет. У кого дома пока нет интернета, пусть получают sms на телефон. Я вот договорился, ведь у меня дети тоже ходят в школу…»

Иван Яцков