Александр Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области к учителям: Мы должны снова начать уважать себя

2 февраля 2012 года, 15:56

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов в своем блоге призвал южноуральских педагогов переосмыслить свое отношение к профессии. Сейчас, когда школьники определяются с выбором вуза и государственных экзаменов, по его мнению, самое время начать привлекать в учительские ряды лучшую молодежь.

- Мы должны снова начать уважать себя! И не просто себя, а себя в нашей профессии. С самоуважения может и должно начинаться уважение общества к нашему делу, успех нашего дела и успешность нашего общества. Да мы и сами составляем значительную часть нашего общества. Нет такой другой социальной системы, которая была бы настолько мощной и по числу в ней работающих, и по количеству детей и молодежи, с которыми мы работаем. Нет системы, обладающей настолько большими материальными и финансовыми ресурсами, что сравниться с нами не может, пожалуй, ни одна другая социальная отрасль. А самое главное, нет такой другой системы, воздействие которой на формирование общества и общественного сознания было бы столь большим. Мы порой сами не осознаем свою значимость, считая, что наши усилия нивелируются негативным воздействием средств массовой информации, невниманием родителей к процессу образования своих детей, дефицитом ресурсов, засильем надзорных организаций... На самом деле, это не так.

Мы почему-то все время ждем, что кто-то (президент, премьер-министр, губернатор, журналист) должен всех убедить в нашей педагогической правоте, объяснить детям и их родителям преимущества педагогической профессии. Но кто это может сделать лучше нас?! Никто! Только мы сами!

Нам нужны дети, нам нужны школьники и студенты, нам нужны молодые педагоги. Пока лучшая молодежь не потянется в педагогические вузы и колледжи, пока лучшие из молодых специалистов не пойдут в школы области тысячами, а не сотнями, как сейчас, у нашего общества, а вместе с ним и у нашей профессии, нет перспектив.

Сейчас наступил очень благоприятный во всех отношениях момент, когда преимущества учительского труда можно продемонстрировать не только самим себе, но и тем, кто еще пока стоит перед выбором профессии. Начало года связано с активизацией профориентационной работы. Выпускники готовятся к выбору государственных экзаменов, вузы вербуют себе абитуриентов на днях открытых дверей и олимпиадах, школы подыскивают себе будущих молодых педагогов из числа студентов-дипломников. Пожалуй, именно сейчас была бы уместна массированная помощь педагогов-практиков, работников органов управления образованием тем, кто стоит на распутье и еще не определился с местом учебы или работы. Естественно, это массированное воздействие не должно распылятся. Оно должно быть акцентировано на лучших из наших воспитанников. Если мы убедим лучших встать в наши ряды, то остальные тоже подтянутся. Особые усилия необходимо направить на юношей. Недостатки крайней феминизации педагогики, думаю, объяснять не надо.

Это непросто сделать. Но это нужно сделать! Если мы, именно мы, а не телевидение, пресса или кто-либо другой, в ходе кропотливой индивидуальной разъяснительной работы убедим лучших молодых людей связать свою судьбу с системой образования и стать нашими коллегами, то мы не просто правильно выполним профориентационную задачу... Мы снова сможем сами себе сказать, что Учитель – это звучит гордо и с большой буквы! И люди скажут о нас, учителях и воспитателях, то же самое.