Егор Ковальчук, зам сити-менеджера Челябинска по городскому хозяйству: Последуют более жесткие решения по экономике муниципальных автопредприятий

12 апреля 2011 года, 09:04

Стоимость проезда в общественном транспорте Челябинска в 2011 году повышаться не будет. В понедельник против этого категорично высказался глава администрации Челябинска Сергей Давыдов. Вместо увеличения цен сити-менеджер южноуральской столицы поручил своему заму по городскому хозяйству изыскать необходимые внутренние резервы и избавить муниципальный автопарк от необходимости перевозки пустого воздуха вместо пассажиров. О том, как и за счет чего этого можно добиться, Егор Ковальчук рассказал Агентству новостей «Доступ».

- Повышение платы за проезд – всего лишь один из вариантов решения проблемы содержания городского муниципального транспорта. Ранее мы брали время на то, чтобы оценить экономическую ситуацию, перспективы работы этих предприятий. Был проведен мониторинг, подробный анализ их деятельности. Он показал, что, безусловно, внутренние резервы есть, как и основания для снижения затратной части этих предприятий. Но рост цен на электроэнергию, ГСМ, заработной платы – все это несколько утяжеляло ситуацию. Из нее было несколько выходов: либо продолжать «закручивать гайки» в плане расходов на муниципальные предприятия транспорта, либо несколько увеличить их доходную часть путем повышения платы за проезд.

Но у последнего варианта оказались как свои плюсы, так и минусы. Из плюсов – повышение выручки, а главный минус – очевидная антисоциальная составляющая. Причем не факт, что это приведет к увеличению валовой выручки, потому что часть пассажиров это повышение может попросту может отпугнуть. Особенно тех, кто раньше делал выбор в пользу муниципального транспорта именно в связи с более низкой ценой за проезд, чем у «частников» – владельцев маршрутных такси.

В разговорах на эту тему сегодня была поставлена точка. В ближайшей будущем плата за проезд в муниципальном городском транспорте повышаться не будет. Соответственно, последуют более жесткие решения по экономике соответствующих предприятий.

Что касается плохой наполняемости городского муниципального транспорта, то руководство предприятий не всегда в состоянии выставить адекватные транспортные средства для перевозки людей на отдельно взятом маршруте. Действительно, есть маршруты, где не нужен огромный автобус. Кстати, предстоящая транспортная реформа как раз направлена на то, чтобы перевести муниципальные автобусы большой вмести туда, где они действительно нужны. Это один из вариантов решения проблемы. Насильно ведь автобус не набьешь.

Еще один нюанс «транспортной реформы» – исключить избыточное наполнение транспортными средствами популярных маршрутов с тем, чтобы более эффективно использовать и наполнять муниципальные автобусы. Для этого необходимо сделать подвижной состав адекватным тому пассажиропотоку, который перевозится на отдельно взятом маршруте. Путем перемещения на малозагруженные маршруты частных перевозчиков мы дадим возможность муниципальным предприятиям вывести из эксплуатации страшные «Икарусы», которым по 35 лет и больше. Соответственно, у нас падает расходная часть и высвобождаются дополнительные средства, которые мы направим на обновление муниципального автопарка.

Что касается частных перевозчиков, то у них в новых договорах есть обязательство в течение двух лет привести свой автопарк в соответствие с паспортным маршрутом, на котором они работают. Речь в данном случае идет о вместимости используемых автобусов. Мы призываем к тому, чтобы ее повышать. Но не во всех автобусах подряд, а исходя из особенностей маршрута, чтобы владельцы могли чередовать их выход в зависимости от текущих условий городского трафика.