Ольга Гусева: Социальной модернизации могут помешать патерналистские настроения

9 декабря 2010 года, 08:33

Координатор Уральского федерального округа по развитию молодежного парламентаризма, член Общественной палаты Челябинской области Ольга Гусева считает, что для включения российской молодежи в процессы социальной модернизации необходима система молодежного самоуправления, основанная на патриотизме.

- В ежегодном Послании Федеральному Собранию президент России Дмитрий Медведев определил приоритеты развития России, обозначил проблемы и предложил пути их решения.

Красной нитью в выступлении президента проходит тема детей и молодежи. С одной стороны, молодежь как потенциал развития: реализуя себя, мы делаем сильной нашу страну, – с другой – как наследники России: нас необходимо воспитывать, обучать, формировать в нас желание (потребность) к саморазвитию.

Читая послание, обращаешь внимание на приоритеты – поступательное и устойчивое развитие России. Что для этого необходимо? Модернизация. Модернизация как техническая, так и социальная.

Что же мешает, тормозит столь важный и значимый для России процесс? Смею предположить, что это проблема, постоянно обозначаемая президентом РФ – патернализм. Основным лекарством от «патерналистской болезни», по словам главы государства, является самореализация.

На мой взгляд, молодежь должна быть в системе молодежного самоуправления, которая будет основана на патриотизме и которая способна стать механизмом решения острейшей проблемы патернализма и включения молодежи в процессы социальной модернизации.


Патернализм (от лат. paternus – отцовский, pater – отец), покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным. В развитых зарубежных государствах патернализмом в трудовых отношениях называют систему дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей. Направлен на закрепление кадров, на смягчение трудовых конфликтов. В международных отношениях термин «патернализм» использовался для обозначения опеки крупных держав над более слабыми государствами, колониями, подопечными территориями [БСЭ].