Южноуральцы отмечают православную Пасху. ИСТОРИЯ и ТРАДИЦИИ

5 мая 2013 года, 11:13

Южноуральские православные сегодня, 5 мая, отмечают Воскресение Христово, именуемое также Пасхой – это самый большой и светлый христианский праздник, символизирующий день, в который совершилось перехождение человечества от смерти к жизни и от земли к Небу, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

По прошествии субботы, ночью на третий день после смерти Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его человеческое преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день на рассвете Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. Когда они подошли, то увидели, что камень отвален от гроба и на нем сидит Ангел. Обратившись к ним, он сказал, что Иисус воскреси встретит из в Галилее.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье. Она исполнена духовной радости и ликования. Это торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

Отметим, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства. Относительно Пасхи отмечаются все переходящие праздники в последовательности евангельских событий.

ТРАДИЦИИ

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста – времени воздержания, когда все праздники, в том числе семейные, переносились на празднование Пасхи. Символами праздника становится все, что выражает обновление (Пасхальные ручьи), свет (Пасхальный огонь), жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В православных храмах России до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.

ТРАПЕЗА

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет – Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, тот, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Сейчас хотя яйца и красят в разные цвета, традиционным является красный как цвет жизни и победы.

В православной традиции на Пасху освящается артос – квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года. Его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешел к куличам и пасхам.

На творожной пасхе обычно ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно пекли пирог.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы – дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

ОБЫЧАИ

На Пасху торжественно звонится благовест после семи дне молчания колоколов во время Страстной недели. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!», – при этом троекратно целуясь. Этот обычай идет с апостольских времен.

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гуляния. В России они были с хороводами, играми, качелями, продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трех недель и назывались Красная горка.

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, пасхальные открытки с красочными рисунками: пасхальными яйцами, куличами, православными храмами, христосующимися людьми, русскими пейзажами, весенним половодьем и цветами.

материал подготовлен с использованием информации открытых источников