Золотодобытчики настаивают на переносе государственной «трубы». Кто заплатит?

Экономика
21 декабря 2016 года, 17:43

В Челябинской области набирает обороты скандальная ситуация вокруг Березняковского месторождения золота (Еткульский район) – компания «Южуралзолото» начала рыть карьер, центр которого по проекту должен оказаться прямо под «трубой», которая, напомним, построена еще в 70-х годах XX века и перекачивает треть добываемой в России нефти. Сейчас работы на карьере остановлены – на борту, всего в 20 метрах от трубы, появилась трещина, которая угрожает повреждением нефтепровода, а значит, экологической катастрофой региону. Очевидно, что надо либо срочно консервировать карьер – и попрощаться с планами добычи почти 80 тонн драгметалла, либо переносить трубу, но здесь ситуация упирается в финансирование. Вернее, софинансирование, на которое «Южуралзолото» не согласно.

Напомним, 14 декабря на северном борту карьера появилась трещина, что поставило под угрозу целостность магистрального нефтепровода Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск (УБКУА, обслуживается АО «Транснефть – Урал»). 16 декабря, оценив обстановку, Ростехнадзор остановил работы в карьере до вынесения судебного решения, а территориальное управление Роснедр приостановило действие лицензии. Челябинский губернатор, ознакомленный с ситуацией, лично выехал на карьер раздора, где провел заседание комиссии по предпреждению ЧС с участием всех заинтересованных сторон.

«Участники заседания КЧС осмотрели место происшествия. В обоснованности действий Ростехнадзора сомнений не возникло. Кроме того, во время совещания был особо отмечен приоритет нефтепроводчиков – нефтепровод был проложен еще в 1973 году, тогда как разработка Березняковского месторождения началась лишь в 90-х. Это значит, что, начиная разработку месторождения, руководство АО "ЮГК" прекрасно понимало, что совсем рядом находятся стратегически важные магистральные нефтепроводы, как и то, что разработка карьера запланирована именно в их направлении», – говорят в АО «Транснефть – Урал».

Более того, сейчас руководство АО «ЮГК» утверждает, что «ресурсный потенциал месторождения составляет 82,5 тонны золота. При этом дно проектного карьера располагается точно под нефтепроводом. А если соблюдать согласованную с нефтяниками охранную зону, в эксплуатацию может быть вовлечено не более 10 тонн золота, все остальные запасы будут недоступны для отработки и месторождения как объекта не будет».

В АО «Транснефть – Урал» считают такие заявления доказательством того, что «Южуралзолото» сразу не собиралось соблюдать ни правила ведения работ, ни границы санитарной зоны. «АО "ЮГК" неоднократно нарушало правила ведения работ, в том числе превышало вес зарядов, используемых при проведении взрывных работ, на что неоднократно реагировали контролирующие органы. Несмотря на предписания и запреты государственных органов, АО "ЮГК" продолжало работы на карьере, а в 2016 году нарушило границу зоны минимально допустимых расстояний (50 метров от оси нефтепровода). К ноябрю северный борт карьера находился всего лишь в 40 метрах от нефтепровода. "Транснефть – Урал" призвало золотодобытчиков укрепить северный борт карьера. Ответом на это стало продолжение работ в карьере. Результат не заставил себя ждать: произошел крупный оползень, а образовавшаяся в грунте трещина пролегла всего в 22 метрах от нефтепровода. Угроза катастрофы не просто велика как никогда – она растет, потому что трещина расширяется», говорится в заявлении «Транснефть – Урал».

Сейчас «ЮГК» предлагает просто остановить перекачку нефти, утверждают в «Транснефть – Урал».


ДЛЯ СПРАВКИ. По нефтепроводу УБКУА перекачивается треть добываемой в России нефти. И от его бесперебойной работы зависит исполнение экспортных обязательств и поставка нефти на НПЗ России, зависит наполнение бюджета страны, говорят в «Транснефть – Урал».


Осмотрев нефтепровод и северный борт карьера лично, губернатор Борис Дубровский однозначно заявил, что в кратчайшие сроки должна быть реализована временная, а затем и постоянная схема по переносу нефтепровода, с тем чтобы труба была выведена из аварийной зоны, а долгосрочные работы в карьере по извлечению золотоносной руды были продолжены. Разработать и реализовать данные решения компании должны вместе. Спецсовещание, на котором должен быть рассмотрен вопрос софинансирования работ по переносу трубопровода, состоится в ближайшее время.

Со своей стороны, губернатор пообещал обеспечить содействие местных и региональных властей. «Руководство Еткульского и Пластовского районов должно в кратчайшие сроки провести землеотвод для монтажа временной нитки нефтепровода. Наша первостепенная задача – оценить все существующие риски и снять их», – сказал Дубровский.


ДЛЯ СПРАВКИ. Магистральный нефтепровод Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск (УБКУА) на территории Челябинской области был сдан в эксплуатацию в 1973 году, и до начала работ на карьере по нефтепроводу уже были перекачаны сотни миллионов тонн нефти. В 1976 году введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Нижневартовск – Курган – Куйбышев (НКК), который находится в десяти метрах от нефтепровода УБКУА.

Акт приемки в промышленную эксплуатацию первой очереди магистрального нефтепровода УБКУА датирован 31 мая 1973 года. Он подписан Государственной приемочной комиссией под руководством заместителя министра нефтяной промышленности СССР Ш. Донгаряна (всего 28 человек). В акте отмечено: «строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами. Нарушений нет, объект принят в эксплуатацию». (Документы имеются в редакции).