РЕПЛИКА. Юрий Гурман о реформе МСУ: Дьявол, как всегда, кроется в мелочах

Политика
6 февраля 2015 года, 16:04

Председатель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений выступил с открытым письмом в адрес губернатора и Заксобрания Челябинской области. Юрий Гурман считает, что с оптимизацией органов МСУ в Челябинской области очевидно поторопились.

- В Ассоциацию сельских муниципальных образований и городских поселений (далее АСМО и ГП) обратились руководители ряда городских поселений Челябинской области с просьбой, чтобы ассоциация выступила в защиту от очередной попытки псевдореформирования поселенческого самоуправления, которая на этот раз совершается под флагом «оптимизации органов местного самоуправления». На состоявшемся 4 февраля 2015 года расширенном заседании правления АСМО и ГП представители органов местного самоуправления городских и сельских поселений в очередной раз обсудили явные и скрытые процессы происходящих событий и сочли необходимым поручить дирекции ассоциации обратиться ко всем сторонам, от которых зависит состояние местного самоуправления и социальное спокойствие жителей территорий, задеваемых реформой.

Суть «оптимизации» состоит в том, что в Челябинской области по инициативе Управления по внутренней политике администрации губернатора затеяно слияние поселенческих администраций районных центров и районных администраций: администрация поселения районного центра ликвидируется, а ее функции передаются районной администрации. Подается такая оптимизация под соусом значительной экономии бюджетных средств, сокращения числа чиновников и прочими подобными благими намерениями, известно куда ведущими…

Людям непосвященным, обладающим поверхностными управленческими знаниями и искаженными представлениями о сути и конституционных смыслах местного самоуправления, действительно кажется, что ликвидация слоя поселенческих чиновников принесет огромную экономию, тем более, на дворе очередной кризис.

Однако, как всегда, дьявол кроется в мелочах.

Позиция АСМО и ГП. Инициатива не нова. Еще в феврале 2011 года, сразу после принятия ФЗ-315, на который ссылаются сегодняшние инициаторы, нами был проведен круглый стол, в котором участвовали заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области, председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению С.А. Мительман, Советник Департамента государственного правового управления президента Российской Федерации К.В. Фролов, главы и депутаты органов местного самоуправления Челябинской области, эксперты. Выводы и рекомендации круглого стола были однозначны: нет аргументов в пользу «оптимизации» в условиях Челябинской области.

1. Экономического обоснования нет, а обещанная экономия – миф. На самом деле административные функции поселения с ликвидацией поселенческой администрации не исчезают, а лишь передаются на районный уровень, где обрастают штатными единицами, но с более высокой зарплатой и административными издержками.

2. В поселениях и районе сохраняются собственные представительные органы, которые принимают собственные бюджеты. Объединенной районной администрации придется исполнять одновременно два бюджета, выполнять одновременно решения двух представительных органов. Бюджетный процесс, процесс управления муниципальной собственностью и принятия решений по вопросам местного значения поселений (а это основные самые жизненно важные для граждан вопросы, начиная от ЖКХ и заканчивая досугом, культурой, и кладбищами) в этой системе значительно усложняется.

3. Власть удаляется от людей. Для жителя поселения попасть на прием к главе района или районного чиновника гораздо сложнее, чем к главе поселения. Тщательность решения проблем, оперативность реагирования на нужды жителей значительно снижается.

4. В Ленинградской области, инициировавшей ФЗ-315, система местного самоуправления построена на иных, чем в Челябинской области принципах. Там представительные органы муниципальных районов сформированы из глав и депутатов поселений.

Тем не менее, в августе 2011 года в Челябинской области, в Катав-Ивановском районе, состоялся эксперимент по передаче полномочий администрации Катав-Ивановского городского поселения в администрацию Катав-Ивановского муниципального района. Финал плачевен. Реализация полномочий поселения администрацией района показала полную несостоятельность такой системы. Органы местного самоуправления поселения, депутаты и жители вынуждены признать трехлетний опыт неудачным. Передача полномочий из поселения в район значительно затруднила для жителей решение их насущных проблем, перегрузила районную администрацию несвойственными функциями. С 1 января 2015 года в Катав-Ивановское поселение вернулись ранее переданные полномочия. При этом, например, предприятие МУП «ТеплоЭнерго», не имевшее долгов до передачи в районное ведение, вернулось в родные пенаты с долгом 44,5 млн рублей.

По поручению участников расширенного заседания правления АСМО и ГП довожу до всех сторон, принимающих решение по этой ситуации, крайне отрицательное отношение членов ассоциации, органов местного самоуправления городских и сельских поселений, экспертов к готовящейся «оптимизации», к методам и процессам, ее сопровождающим.

Прошу услышать и учесть наше мнение, продиктованное искренней заинтересованностью в становлении сильного и эффективного самоуправления в Челябинской области.