Юрий Буренко: Человек, защита его жизни и здоровья – приоритет гражданской обороны

Интервью
3 октября 2022 года, 12:22

В канун 90-летия Гражданской обороны в России начальник Главного управления МЧС России по Челябинской области генерал-майор внутренней службы Юрий Буренко рассказал о развитии системы гражданской обороны в России и регионе.

- Юрий Николаевич, существует мнение, что гражданская оборона – это дело каждого. Как на практике реализуется этот тезис?

- Это очень значимый вопрос. Человек, защита его жизни и здоровья – приоритет нашей работы. Это важнейшая составная часть гражданской обороны. При этом активная работа и жизненная позиция людей также являются основой безопасности человека, защиты его жизни и здоровья. Каждый должен знать, как не попасть в сложную жизненную ситуацию, уметь оказать помощь себе и окружающим, правильно и адекватно действовать, исходя из реальных опасностей и угроз. Только мы сами можем помочь себе и пострадавшему в первые минуты стихийного бедствия, это долг каждого человека. Поэтому в обязанностях граждан Российской Федерации предписано проходить подготовку, принимать участие в проведении различных мероприятий, оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

- Каковы сегодняшние задачи ГО в целом и по отношению к главному объекту защиты – гражданину Российской Федерации?

- Гражданская оборона сегодня решает серьезные задачи: подготовка населения, информирование и оповещение граждан об опасностях и угрозах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера система ГО планирует и осуществляет эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, предоставляет населению средства защиты, проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы в случае возникновения опасностей, а также выполняет ряд других задач.

- Какие новые тенденции в гражданской обороне вы бы выделили за последние годы?

- Основными задачами являются организация и ведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, устойчивому функционированию экономики. С учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз совершенствуется и нормативно-правовая база, механизм реализации специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны.

Таким образом, основные тенденции развития системы будут состоять в максимальном сохранении имеющегося потенциала, адаптации к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создании возможностей для последовательного быстрого развертывания сил и средств, развитии систем прогнозирования и предупреждения ЧС.

- Такая четкость формулировки задач предполагает не только серьезное структурирование вопроса, но и анализ многолетнего опыта деятельности в этой области.

- Действительно, опыт немалый, причем в самых разных, порой тяжелейших условиях и трагических для нашей страны временных отрезках. Первым этапом развития гражданской обороны стало принятие 4 октября 1932 года решения о создании Местной Противовоздушной Обороны (МПВО) как системы защиты гражданского населения от воздушного нападения.

Во время Великой Отечественной войны система получила практическое развитие, начался второй этап ее становления. МПВО сыграла значительную роль в обороне объектов народного хозяйства, городов нашей Родины. Личный состав подразделений трудился фактически на передовой, постоянно рискуя своей жизнью.

На третьем этапе, с 1961 года, на базе МПВО создается новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. За основу был принят принцип комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища, создавались запасы средств индивидуальной защиты для работников предприятий. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривались меры для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения. Всенародный характер гражданской обороны – в то время ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.

В конце 1980-х годов стали накапливаться проблемы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других катастроф потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.

В ноябре 1991 года войска гражданской обороны были включены в состав Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого момента начался современный этап ее развития. Она стала частью системы национальной безопасности, предназначенной для защиты населения от различных опасностей и угроз, как в военное, так и в мирное время.

Сегодня вводятся новые принципы развития гражданской обороны. Важными изменениями являются сокращение площади зон возможных опасностей, обеспечение современного уровня радиационной, химической и биологической защиты населения, разработка новых подходов к применению и обеспечению населения современными образцами средств индивидуальной защиты.

- Юрий Николаевич, какими формированиями и силами для решения тех или иных задач располагает гражданская оборона?

- Во-первых, силы гражданской обороны состоят из: спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений Государственной противопожарной службы, штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемых на военное время специальных формирований. Они решали задачи по ликвидации ЧС во время аварий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская», во время крупных природных пожаров, крупнейших наводнений на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округах, падении челябинского метеорита и других крупномасштабных ЧС, а также в международных спасательных и гуманитарных операциях.

Во-вторых, вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования также выполняют задачи в области ГО в особых случаях.

- Какие вызовы стоят перед специалистами, задействованными в выполнении комплекса мероприятий гражданской обороны на Южном Урале?

- На территории нашей области также имеются риски возникновения быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, такие как наводнения, природные пожары, аварии на потенциально-опасных объектах. Для этих целей в муниципальных образованиях, в организациях и предприятиях создаются аварийно-спасательные службы, нештатные аварийно-спасательные и специальные формирования. Ведется работа по внесению соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

- Чем отличается гражданская оборона будущего от существующей?

- Основным отличием является переход от принципа всеобщей защиты от поражающих факторов на всей территории при широкомасштабном применении оружия массового поражения, к принципу защиты от конкретных видов опасностей, которые могут возникнуть на той или иной территории.

И Южный Урал в новых условиях успешно держит высоко поднятую планку. Увеличилось количество проведенных командно-штабных учений и тренировок с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Продолжает совершенствоваться система подготовки специалистов ГО, совершенствуется учебно-методическая база. В подразделения Главного управления МЧС России по Челябинской области поступают новые образцы техники, вооружения, экипировки, активно используется беспилотная летательная авиация. Все эти меры направлены на повышение оперативности экстренного реагирования сил как МЧС России, так и других формирований на различные угрозы и риски.

Гражданская оборона продолжает стоять на страже безопасности государства, оставаясь одним из самых эффективных механизмов защиты населения и устойчивого функционирования социальной структуры и экономики.