Яна Летт, писатель: Литература для меня всегда была не только искусством, но и способом убежать от обыденности

Интервью
10 августа 2021 года, 17:13

Лауреат Всероссийской премии «Новая фантастика», автор постапокалиптической трилогии «Мир из прорех» Яна Летт станет хедлайнером Всероссийского литературного форума «РыжийФест» в Челябинске. О вдохновении, идеях книг и советах начинающим писатель рассказала в интервью.

- Яна, после серии «Мир из прорех» вы написали книгу о матери и дочери «Отсутствие Анны». Как пришла в голову идея книги и почему решили начать новый цикл именно с этой истории?

- На самом деле, «Отсутствие Анны» – самостоятельная книга, продолжения не предполагается. Идею этой истории я вынашивала давно. Началось все с того, что однажды я задумалась о родителях детей, попавших в Нарнию или подобные ей сказочные страны. Я представила себе, каким могло бы быть путешествие родителя, который отправляется на поиски ребенка туда, где взрослым нет места. Позднее, когда мне захотелось написать об Анне и ее матери, поговорить о родительско-детских отношениях, трудностях подросткового возраста, одиночестве, утрате, травме и источнике творчества, я вспомнила старую задумку, и история начала складываться сама собой.

- А почему вы решили попробовать себя в фантастике? Как возникла идея для написания книг?

- Я никогда сознательно этого не выбирала. Литература для меня всегда была не только искусством или способом прекрасно провести время, но и способом убежать от обыденности, поэтому с элементами необыкновенного мне писать интереснее. Хотя читаю я с удовольствием и чисто реалистические. У меня есть и фантастические рассказы, и реалистические; в столе лежит готический роман. Пишу и фэнтези, и постапокалипсис, и ужасы, и мистику. «Отсутствие Анны», например, написано в жанре магического реализма. Люблю смешивать жанры и направления, экспериментировать.

- Хотели ли бы вы жить в мире из своих книг? И в роли кого?

- Из уже написанных текстов меня привлекает только мир волшебной Москвы и миры из детского городского фэнтези «История семи Дверей». Книга писалась для читателей 10-12 лет, поэтому представленная реальность, несмотря на то, что жуткие или тревожные вещи в ней тоже случаются, получилась очень уютной. Думаю, стать Открывающей Двери было бы просто отлично. А вот в «Мире из прорех» или мрачной реальности Анны мне бы оказаться не хотелось. Сейчас работаю над новым тестом, и там все очень захватывающе и гораздо мрачнее, чем в «Мире из прорех», хотя мир получается очень красивым.

- Какие советы вы можете дать молодым авторам?

- Прежде всего, верить в себя и не сдаваться. Когда очень долго пишешь в стол, премии и конкурсы проходят мимо, а издательства молчат или отвечают отказом, легко потерять надежду и отступить. Но такой период – это практически неизбежный этап. До публикации доходят не только талантливые, но еще и целеустремленные, упорные и трудолюбивые. Те, кто продолжил писать даже после едкой критики, кто прислал текст на конкурс в новом сезоне, проиграв в предыдущем, кто дорабатывал рукописи раз за разом, даже когда надоело. Если вам действительно нравится писать и вы видите в этом своем призвание, боритесь за свою мечту, как бы банально это ни звучало. Все получится. Ну, и более практические советы: пишите регулярно, не полагайтесь на вдохновение; участвуйте в конкурсах, отправляйте рукописи во все издательства, посещайте семинары; ищите людей, которые разделяют ваши интересы.

- Ваш топ-5 самых любимых авторов (и их книг), которых вы советуете почитать абсолютно всем.

- Очень сложно выбрать пять, в разные периоды жизни я назову разных. Сейчас пусть будут: «Сто лет одиночества» Маркеса; «Рони, дочь разбойника» и другие книги Астрид Линдгрен; «Коллекционер» Фаулза; «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл; «Гарри Поттер» Роулинг.

Подготовила Екатерина Курочкина, пресс-секретарь ЧОУНБ