Владимир Досаев: За три месяца челябинскую Оперу посетили почти 50 тыс. человек

Интервью
25 марта 2016 года, 17:44

Пока челябинская богема усердно готовится к предстоящей премьере «Евгения Онегина», корреспондент Агентства новостей «Доступ» на несколько минут «украл» руководителя театра оперы и балета Владимира Досаева, который в канун Международного дня театра (отмечается 27 марта) вспомнил самые яркие постановки сезона, похвастался успешными гастролями и слегка приоткрыл занавес на предстоящий юбилейный год.

 

- Владимир Александрович, праздник – еще один повод, чтобы заглянуть в Вашу профессиональную копилку, в которой много успешно сыгранных произведений. Чем гордитесь Вы? Какая из работ Оперного является вашей самой любимой?

- Они все мои любимые, потому что каждая постановка от начала до конца проходит через меня, начиная от определения тематики и переговоров с постановщиками, заканчивая шитьем костюмов, настройкой света и трепетом в последние секунды перед премьерой. Поэтому выделять я бы не стал – каждый спектакль, каждая постановка дороги мне.

- И все же...

- Я по праву, как и весь культурный Челябинск, горжусь двумя последними премьерами – «Жанной Д'Арк» и «Фаустом». Оба спектакля получились очень цельными и зрелищными, с великолепными актерскими работами, массой режиссерских находок, оригинальной видеопроекцией и необычной трактовкой балетных сцен. А уже через месяц наши поклонники смогут увидеть премьеру «Евгения Онегина», которая, я уверен, также произведет настоящий фурор.

- Мы знаем, у театра много завоеванных призов, наград и дипломов. Напомните нашим читателям о них, где и за что Ваш коллектив их получил?

- Мы каждый год получаем региональные и городские награды. На днях, например, наши два артиста получили премии Заксобрания. А сегодня одной из балерин вручают «Золотую лиру». Мне также очень приятно, что в этом году нас наградили премией «Признание» в номинации «За вклад в развитие культуры и искусства»… Наш театр несколько раз выезжал на фестиваль «Золотая маска», что уже очень почетно. Попасть в номинанты наряду с другими театрами, чьи финансовые возможности во много раз превышают наши, я считаю, уже огромная заслуга, которая заработана кровью и потом нашего коллектива.

- Подготовка премьеры оперы «Евгений Онегин» выходит на финишную прямую, сообщает официальный сайт театра. В чем особенность челябинской постановки?

- Во-первых, спектаклем занимается международная постановочная группа во главе с известным в Европе режиссером Михалом Знанецки. Во-вторых, речь идет о потрясающих декорациях. Например, впервые в нашей истории в спектакле будет задействована вода. Прямо на сцене поставят бассейн, в котором будет происходить действие. Но не буду раскрывать всех карт. В-третьих, об этом уже говорилось, рекордное количество костюмов: 200 нарядов. Кроме наших пошивочных цехов, над ними работали в Москве и еще три челябинские швейные организации. Бальные сцены, нетривиальный сценографический замысел, оригинальное цветовое и световое решение и еще: возраст артистов соответствует пушкинским персонажам – это большая редкость.


Премьера спектакля «Евгений Онегин» назначена на 8 и 9 апреля, а также 8 мая.


- Будут ли в этом сезоне еще премьеры? И чего ждать в следующем?

- В этом – уже нет, потому что он подходит к концу. Не хотелось бы пока говорить названия наших следующих постановок…

- Хотя бы некоторые назовите, пожалуйста.

- В проработке сейчас жемчужина императорских театров – грандбалет «Пахита». Причем мы будем ставить двухактный балет, чего еще никто не делал в России. Также мы готовим оперу Джузеппе Верди «Аида».

- Международный день театра – это не только праздник. В этот день деятели театра вспоминают и о своих проблемах, которых в последнее время становится все больше. Что расстраивает Вас?

- У нас как было три проблемы, так и осталось. Первая – ремонт в театре, вторая – низкая зарплата и третья – недостаточное количество постановочных средств, то есть денег, которые тратятся на создание спектаклей.

- Есть ли решения? Например, с тем же ремонтом...

- Если саммиты ШОС и Брикс состоятся, то, я думаю, ремонт в театре сделают. Нам нужна реконструкция всего: начиная от фасада и заканчивая оборудованием сцены. Поменять кресла в зале тоже не помешает, а в цехах не делался ремонт с 1968-го года. Зритель должен чувствовать себя уютно в театре, должно быть кондиционирование, уютные кресла, красивое фойе.

- Существует ли кадровый голод в составе труппы? Приходят ли новые голоса и хореографы из наших вузов?

- Работаем над этим, работаем. С балетом решили – открыли училище совместно с нашим музыки. Часть занятий проходит в институте, часть – в театре. И довольно успешно: студенты участвуют в «Спящей красавице».

Что касается оперы, то к нам приходят студенты-стажеры. Мы их пробуем, вот недавно двух человек взяли. Кроме того, мы подписали с академией договор о том, что их артисты хора будут проходить практику у нас. Из них человек 15, надеюсь, закрепятся и будут работать в Опере на постоянной основе. А что касается солистов, то мы работаем с двумя нашими вузами. 

Остается проблема с оркестром. Если по струнным вопросов нет, то с духовыми, к сожалению, дела обстоят похуже. Вот эти мысли о создании челябинского симфонического оркестра, они в настоящий момент не реализуемые. Потому что у нас нет укомплектованности: «духовики», работающие в нашем театре, по совместительству играют и в филармонии. Поэтому, я считаю, что на сегодняшний день музыкантов для  симфонического оркестра просто нет.  

- Давайте о хорошем. Любит ли челябинская публика театр? Как, по-вашему, сколько жителей города приходится на одно театральное кресло?

- По итогам первого квартала этого года мы показали 71 представление, на которых побывало 47 тыс. зрителей. Это очень хорошие цифры. Мы перевыполнили государственное задание и достигли очень высокого уровня. На «Евгения Онегина», например, уже билетов нет. И это очень радует.

- В этом году театру исполняется 60 лет. Как будем праздновать?

- В этом году в связи с юбилеем мы организовали большие гастроли нашего балета по Европе. «Щелкунчика» показали 73 (!) раза. Сейчас договариваемся с Кореей на майские гастроли. К юбилею мы готовим «Аиду», большой гала-концерт, новую программу хора. Праздновать будем четыре дня.