Виталий Удалов: Когда ребята приходят на урок, они заряжены позитивной энергией, и это настроение предается тебе
Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.
Сегодня в России есть недостаток обладателей технических профессий – последние годы большая часть молодежи предпочитает не забивать себе голову математикой, геометрией и другими точными науками, а заняться, например, юриспруденцией или менеджментом. Однако потребность в «технарях» довольно острая, и в Челябинской области есть Дом юношеского технического творчества, который готовит из школьников будущих инженеров. О том как создать робота-верблюда или автономный огород, а также научить ребенка программированию, в интервью Агентству новостей «Доступ» рассказал молодой педагог Виталий Удалов.
Виталий Удалов познакомился с робототехникой около трех лет назад, когда учился в ЧГПУ, – на специальности информатика студентам читали курс робототехники. Молодого человека заинтересовало данное направление, он стал участвовать в вузовских соревнованиях, и его фактически «затянуло» в робототехнику. Примерно год назад, когда Виталий заканчивал обучение, ему предложили устроиться в Дом юношеского технического творчества, и вот уже год он работает здесь педагогом дополнительного образования.
КОГДА РЕБЯТА ПРИХОДЯТ НА УРОК, ОНИ ЗАРЯЖЕНЫ ПОЗИТИВНОЙ ЭНЕРГИЕЙ
- Расскажите о Вашей работе в ДЮТТ.
- Вообще, я педагог дополнительного образования и занимаюсь с детьми в возрасте от семи до 17 лет по трем направлениям. Первое направление – соревновательное, оно подразумевает подготовку детей к состязаниям через решение узконаправленных задач. Есть два основных состязания – Всемирная олимпиада роботов (WRO) и Робофест. Мы регулярно готовимся и выступаем там. Второе направление – это образовательная робототехника или STEM. Здесь дети с помощью конструктора закрепляют на практике теоретические знания, полученные в школе, например, по геометрии, информатике или физике. Наконец, третье направление – это занятия с первым российским кибернетическим конструктором ТРИК. Это более серьезная дисциплина для ребят старшего возраста, потому что здесь используется сложный конструктор и мощный, с точки зрения вычисления, контроллер, подходящий для решения многоуровневых задач.
- Нравится ли Вам работать с детьми? Какие бывают сложности?
- Работать с детьми мне нравится. Когда ребята приходят на урок, они заряжены позитивной энергией, желанием заниматься, и это настроение передается тебе. Конечно, дети разные, некоторые, например, не умеют работать в команде. Бывают сложные моменты, когда ты полностью выложился и объяснил тему, как умел, а ребенок все равно не понимает. Тяжело бывает, но позитивных моментов больше, чем негативных. Кроме того, у меня есть опыт работы с детьми во Всероссийском детском центре «Орленок», и в семье есть педагоги.
- Какое из направлений работы Вам лично нравится больше?
- Наверное, больше всего нравится STEM – он более трудоемкий в плане подготовки уроков, потому что каждое занятие получается индивидуальным – берешь конкретные темы, которые дети изучают в школе, и пытаешься придумать, как применить в ее изучении конструктор. Таким образом ты саморазвиваешься.
- А чем предпочитают заниматься дети, какие направления чаще выбирают?
- Все зависит от цели, которую ставят перед собой ребята, приходя в наш центр. Некоторые хотят более спокойную деятельность, и для этого подходит STEM, другие изначально ориентированы на соревнования, а некоторые ребята переросли обычный конструктор и занимаются по системе ТРИК. Также многое зависит от возраста детей – совсем маленьких ребят мы отправляем на обычное конструирование, а самым старшим предлагаем 3D-моделирование или программирование.
ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ
- Расскажите, как проходят занятия?
- Первый год занятий ребята посвящают конструированию и знакомятся с основами программирования, на втором они уже занимаются программированием. Например, я с детьми каждый урок собираю однотипную машинку, и здесь главная цель – затратить минимум времени на сборку, а большую часть занятия посвятить программированию – задать алгоритм движения игрушечного авто. В STEM все намного интереснее – здесь есть масса уникальных проектов, например, робот-верблюд, «Огород на подоконнике», длинномер и другие.
- Расскажите поподробнее о проектах в рамках STEM.
- «Огород на подоконнике» – это система, которая способна садить растения и ухаживать за ними. Сначала механизм вскапывает грунт, потом подаются желоба, из которых выпадает зерно, и механизм его закапывает. После этого начинают работать датчики влажности, которые при необходимости поливают землю. Мы с помощью этой системы даже вырастили растения. Думаю усовершенствованный аналог это системы вполне можно использовать на реальных сельскохозяйственных объектах. Был также проект «Верблюд», который стал подарком ко дню города. Робот шел, а когда встречал человека, начинал рассказывать, почему именно верблюд размещен на гербе Челябинска. При этом верблюд был «одет» в красивую шкуру.
- Какие проекты наиболее интересны Вам лично?
- Мне лично интересны проекты, с помощью которых дети закрепляют конкретные знания. Например, был проект длинномера, который позволял измерять площади и периметры фигур. Есть более сложные проекты, например, штурвал, который фактически является симулятором самолета. Задается крен и тангаж и нужно держать штурвал в нужном положении, если отклоняешься он начинает пищать. С помощью данного проекта дети на практике применяли знания градусных мер углов.
РОБОТОТЕХНИКА ДАЕТ ДЕТЯМ ОЧЕНЬ МНОГОЕ…
Чем эти занятия полезны для детей?
- Робототехника дает очень многое. Например, общаясь с родителями, узнаешь, что ребенок стал лучше заниматься по математике и это действительно так, потому что развивается мышление алгоритмами – при написании программ нужно учитывать последовательность действий, использовать формулы. Ребята совершенствуются в математике, физике и информатике. В STEM ребенок может с помощью конструктора освоить, то что не понял на уроке. Также развиваются навыки работы в команде, соревновательность, мелкая моторика рук.
- Полезны ли занятия в ДЮТТ с точки зрения профориентирования?
- Если брать весь ДЮТТ в целом то, безусловно, ведь кроме робототехники здесь есть и авиаракетное моделирование, автомеханика, 3D-моделирование – это очень современные и актуальные дисциплины. В робототехнике закладываются навыки инженера-программиста.
- Планируете продолжать работу в сфере робототехники?
- Конечно, собираюсь. Мне это нравится, интересно, к тому же я лишь на первой ступеньке и мне еще расти и расти.
Фото из личного архива Виталия Удалова
на рассылку dostup1.ru