В Общественной палате Челябинской области прошел круглый стол, посвященный теме трудоустройства инвалидов, – в частности, тому, как повысить заинтересованность работодателей в создании рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
По его словам, главной целью мероприятия было выслушать все существующие мнения по данному вопросу, изложить их документально и направить в президентскую рабочую группу для дальнейшего рассмотрения.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Юридически трудоустройство граждан с ограниченными возможностями определяет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов». Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников – не менее 2% и не более 4%. В Челябинской области, согласно региональному закону от 27 марта 2003 года, эта цифра составляет 3%.
Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, обязаны создать квотируемые рабочие места за счет собственных средств. При этом компаниям, занимающимся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, возмещаются затраты на приобретение оборудования для оснащения рабочих мест из расчета 66,2 тыс. рублей за единицу.
Трудоустройство в счет установленной квоты работодатели производят самостоятельно с учетом предложений органа в области содействия занятости населения и органа соцзащиты населения, а также общественных организаций инвалидов.
РЕАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
По словам начальника отдела трудоустройства и специальных программ занятости в регионе Сергея Агеевичева, практика показала, что работодатели принимают инвалидов крайне неохотно, а существующие квоты многими предприятиями просто игнорируются.
«Руководство организаций не желает искать возможность трудоустройства этой категории лиц, ведь для некоторых инвалидов действуют ограничения для привлечения их к выполнению тяжелых, вредных или опасных работ. А некоторые не хотят брать на работу инвалидов просто из боязни потерять имидж», – отмечает Агеевичев.
По мнению работодателей, принятие закона о квотировании рабочих мест для инвалидов поставило их в безвыходное положение. В целом поддерживая идею трудоустройства таких людей, руководители предприятий высказываются против недостаточно продуманной политики реализации этого закона, так как складывается впечатление, что государство стремится переложить обязательства по социальной поддержке уязвимых групп населения на плечи работодателей.
«Мы проверили шесть организаций области, где труд инвалидов мог бы быть вполне востребован. Выявили три правонарушения. К примеру, на “Юничел” дали объявление о вакансиях для инвалидов уже в ходе нашей проверки. А в “Миассмебель” и вовсе проигнорировали закон о квотировании», – сетует Сергей Агеевичев.
По словам представителя региональной службы занятости, работодателей не пугает даже административная ответственность, введенная в феврале 2013 года за уклонение от создания рабочих мест для инвалидов. «Что такое для такого предприятия, как “Миассмебель”, штраф в 10 тыс. рублей? Они его заплатили и даже не заметили. И работают себе еще несколько лет до следующей проверки!» – подчеркнул он.
Отметим, в регионе принята целевая ведомственная программа по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями. За время ее работы в центры занятости обратилось свыше 2,2 тыс. инвалидов, из них около 1,7 тыс. получили статус безработного, и лишь почти 500 нашли работу. Около 100 человек прошли обучение новой специальности. На сегодня предприятия Челябинской области заключили 110 договоров на создание 136 рабочих мест, 85 инвалидов уже приступили к выполнению обязанностей.
Однако к этим цифрам следует относиться с большой осторожностью, так как многие работодатели считают квотирование формой принуждения к найму, которая подталкивает к поиску путей, схем, позволяющих обойти «неудобный» закон. К примеру, организация официально берет на работу инвалида, платит ему минимальную зарплату, но он на работе не появляется, а благополучно сидит дома.
Сейчас по стране работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, хотя еще около 10 лет назад этот показатель был на уровне 16-18%. Особенно низка занятость среди инвалидов I и II групп – всего около 8%. Для сравнения – в США из 54 млн инвалидов трудоустроены 29%, в Великобритании из 5 млн – 40%, в Китае из 60 млн – 80%.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
В сложившейся на рынке труда ситуации самым важным стал вопрос «что делать?». В частности, как заинтересовать работодателя в создании рабочих мест для инвалидов. В качестве удачного примера участники круглого стола неоднократно приводили опыт Тюменской области.
«У нас сложность в том, чтобы вписать существующие в рамках Всероссийского общества слепых специализированные предприятия в рынок, так как в условиях вступления России в ВТО наши предприятия не выдерживают конкуренции, объемы производства падают. А у других организаций нет никаких стимулов, чтобы брать к себе инвалидов. В этом смысле может быть полезен тюменский опыт, где заключается тройственный договор “работодатель – глава муниципалитета – центр занятости”. И таким образом все вопросы решаются напрямую», – рассказала о проблеме председатель правления региональной организации Всероссийского общества слепых Татьяна Савицкая.
Кроме того, согласно статье 8 закона Тюменской области от 31 марта 2000 года № 168 «О квотировании рабочих мест», работодателям, выделяющим или создающим за счет собственных средств дополнительные рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, предоставляют налоговые льготы в части средств, зачисляемых в областной бюджет.
Председатель Общественной палаты Вячеслав Скворцов предложил создать рабочую группу и продвигать тюменский опыт на уровень губернатора. «Наш губернатор – человек очень отзывчивый и восприимчивый к новому. Уверен, если ему представить конкретные предложения, он их рассмотрит со всей серьезностью», – подчеркнул Скворцов.
Налоговые льготы в качестве существенного стимула для приема инвалидов привели на примере действующего в Челябинске гипермаркета «Ашан». Здесь работают около 40 людей с ограниченными возможностями, преимущественно, инвалиды по слуху. Они не только разгружают и выставляют товар, но и обслуживают покупателей на кассах. Сказывается европейский опыт, где каждая крупная фирма обязана иметь в штате минимум 10% сотрудников с ограниченными возможностями или платит вполне весомый налог. В Старом Свете выгодно держать таких работников.
Председатель Челябинского регионального отделения Всероссийского общества глухих Евгений Безруков в качестве увеличения возможных рабочих мест для такой категории инвалидов предложил выдавать водительские права категории «С» – для управления тяжелыми грузовиками с прицепом или без, и «D» – для вождения автобусов. Также, по мнению Безрукова, необходимо разрешить глухонемым водителям работать таксистами.
«Всероссийское общество глухих добилось, чтобы Минздрав устранил дискриминационные положения в части вождения легковых автомобилей и работы на станках глухими и слабослышащими людьми. Таким образом, когда проект приказа пройдет необходимые согласования и будет утвержден, глухие смогут на законных основаниях водить личные легковые автомобили, трудиться в условиях Крайнего Севера, а также работать столярами, фрезеровщиками, станочниками и так далее. Так почему же тогда глухие не могут водить большегрузы или такси?» – заметил Евгений Безруков.
По его словам, появление такого разрешения поможет трудоустроить огромное число инвалидов по слуху. «Надо бомбардировать инстанции документами в поддержку инвалидов, чтобы те, кто слышит, услышали нас!» – поддержал Вячеслав Скворцов.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
Вместе с тем, заместитель председателя областного Совета движения «За возрождение Урала» Денис Рыжий отметил, что вопросами получения «хлеба насущного» – трудоустройства, – проблемы инвалидов не заканчиваются. Общественник призвал обратить на них внимание с точки зрения доступности различных инстанций. В частности – решить вопрос с комиссиями, подтверждающими инвалидность.
«Почему человек с первой группой должен регулярно подтверждать, что он инвалид? У него что – рука или нога может вырасти, которой нет?» – недоумевает Денис Рыжий.
По его мнению, другим важным вопросом является усиление работы по оказанию психологической помощи инвалидам, так как это напрямую касается вопросов их трудоустройства. «У них низкая трудовая мотивация. Особенно у тех, кто стал таким недавно. Мы даже про многих не знаем. Хорошо, если их поддержала семья. А если нет? Нужно работать с каждым. Объяснять, что необходимо трудиться, потому что работа для таких людей – не только возможность заработка, но и способ самовыражения», – отметил зампредеседателя «ЗВУ».
В целом же, по мнению всех участников круглого стола, отношение работодателей, не воспринимающих инвалидов, как полноценных работников, – показатель менталитета всего общества, которое пока не доросло до принятия на равных людей с ограниченными возможностями.
В завершение совещания председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов предложил заинтересованным сторонам разработать предложения для решения вопросов на федеральном, региональном и местном уровнях, а также направить их работодателям. Кроме того, все материалы круглого стола отправят для рассмотрения в рабочую группу при президенте России.
Сергей Подолий
на рассылку dostup1.ru