В Челябинске частные перевозчики инициируют сокращение дублирующих маршрутов

Общество
15 декабря 2023 года, 14:38

В Челябинске частный бизнес не выдерживает конкуренции с муниципальным транспортом при дублировании маршрутов – этот вопрос обсуждался на Общественном экспертном совете при бизнес-омбудсмене, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

По словам руководителя Челябинского УФАС Анны Козловой, в ведомство поступили жалобы от трех компаний, занимающихся перевозкой пассажиров по маршрутам с нерегулируемыми тарифами, на действия муниципальных транспортников, которые запустили автобусы большого класса по аналогичным маршрутам, но по регулируемым тарифам. В итоге количество пассажиров, пользующихся «маршрутками», сократилось, как и доходы предпринимателей. При этом лицензии на перевозку пассажиров у частных перевозчиков заканчиваются в ближайшие год-два.

Разбираясь в данной ситуации, антимонопольная служба столкнулась со сложностями в виде отсутствия в нормативном пространстве понятия «дублирующий маршрут». Также УФАС выявило, что документ планирования (схема маршрутной сети) в городе не «прозрачен» в части сроков реализации мероприятий. Из-за этого предприниматели не могут адекватно просчитать перспективы развития своего бизнеса и риски.

Общественный представитель Уполномоченного по информационным технологиям Илья Таболин обратил внимание на ключевую роль документа планирования для развития рынка пассажироперевозок, поскольку только по нему можно построить транспортную модель. По его мнению, на ключевой транспортной артерии Челябинска – проспекте Ленина – коэффициент дублирования маршрутов высок. На остановке «Площадь Революции» проходят 23 маршрута: 7 автобусов большого класса, 3 троллейбуса и 13 маршрутных такси. При этом документ планирования должен подразумевать анализ маршрутов и четкое планирование, которое сейчас отсутствует. 

Между тем, начальник управления экономической политики и предпринимательства Заксобрания Челябинской области Светлана Савина обратила внимание членов Совета на то, что при сокращении дубляжа не должны пострадать пассажиры, которые, несмотря на большое количество маршрутов, иногда ожидают транспорта по 30 минут и более.

При этом частный бизнес, участвуя в конкурсах на перевозку пассажиров, несет существенные затраты на пополнение автопарка, на оснащение транспорта в соответствии с требованиями организатора конкурсов – Миндортранса. Речь идет о серьезных инвестициях, поэтому, когда через 1-2 года на этом же маршруте появляется дублер, предприниматель несет убытки.

«Одна из причин проблемы – непрозрачность правил на данном рынке. Понятно, что вопрос сложный и нам не решить его за 2-3 месяца, но мы будем погружаться в проблему и смотреть, что можно сделать. При этом мы будем действовать в парадигме соблюдения баланса интересов предпринимателей и пассажиров», – резюмировал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

Члены Совета решили приступить к разработке изменений в действующее законодательство по внесению понятия «дублирующий маршрут».