В 2015 году авторынок Челябинска сократится на 35%

27 февраля 2015 года, 21:10

Такой прогноз высказывают представители международной консалтинговой и аудиторской компании «PricewaterhouseCoopers». По самому оптимистичному сценарию, рынок транспортных средств в Челябинской области «просядет» на 25%. И это при условии повышения цен на нефть, укрепления рубля,  положительных тенденции в геополитической сфере, падения или хотя бы стабилизации цен на автострахование и банковские кредиты.

Львиная доля новых автомобилей в России – и Челябинская область здесь не исключение – всегда приобреталась в кредит. В конце 2014 года банки увеличили процентные ставки по автокредитам, а страховщики тарифы на каско и ОСАГО. Рост банковских процентных ставок в 2015 году, по мнению экспертов, едва ли продолжится, а вот дальнейшее повышение цен на страховые продукты в РФ вполне возможно.
 
Так, еще в октябре 2014 года директор челябинской страховой компании «Выручим!» Екатерина Воронова предлагала поднять базовую ставку ОСАГО в Челябинске с 2,0 до 2,5 (примерно на 20-25%). И действительно в январе 2015 года Банком России был опубликован проект повышения цены ОСАГО с апреля этого года на 21-28%.
 
Однако страховщиков такой рост уже не устраивает. Компании ведут борьбу за более существенную надбавку. Игорь Юргенс (президент Российского Союза Автостраховщиков) 23 января заявил, что тарифы должны быть увеличены минимум на 60%. Таким образом, средняя цена ОСАГО в Челябинске, по замыслу страховщиков, должна составить в этом году не менее 8-10 тысяч рублей.
 
По прогнозам аналитиков, цена полиса каско, в отличие от «автогражданки», в 2015 году значительно не возрастет. Но для желающих взять автокредит это слабое утешение. В 2014 году рост стоимости добровольного автострахования превысил 50%. На сегодняшний день каско калькулятор для среднего автомобиля, эксплуатирующегося на территории Челябинской области, устанавливает цену добровольной автостраховки уже на уровне 80 тысяч рублей.
 
Банк России пытается нормализовать ситуацию на отечественном рынке автострахования. Так, ОСАГО и каско калькуляторы летом 2015 года должны стать полностью электронными. Отказ от услуг страховых агентов при оформлении полисов автострахования, по замыслу разработчиков отечественной e-insurance, приведет к снижению цены страховых продуктов. Однако дисконт на электронные страховки едва ли составит более 10-15%.
 
Отметим, что высокая цена автострахования для челябинцев обусловлена целым рядом объективных факторов, которые электронное страхование нивелировать просто не в силах.
 
Во-первых, в связи с ростом курса доллара в 2014 году выросли цены на автомобили и запасные части к ним. Ущерб от автоаварий резко вырос, увеличились и издержки страховщиков. Поэтому потребовалось повышение тарифов на ОСАГО и каско.
Во-вторых, челябинские автолюбители входят в TOP-10 самых «безбашенных» водителей России. Такие данные были представлены компанией «АльфаСтрахование» в сентябре 2014 года. В среднем челябинец, по данным «АС», попадает в ДТП не намного реже, чем каждые полтора года. Тогда как, к примеру, жители Белгорода и Волгограда – чуть чаще, чем раз в три года.
 
Третьим фактором, влияющим на высокую цену автострахования для челябинцев, называют массовые страховые мошеннические действия в регионе. По разным оценкам, до 20% тарифа каско в Челябинской области составляют выплаты нечистым на руку гражданам. ОСАГО также находится в сфере интересов преступников. Последний случай мошенничества с полисами «автогражданки» в Челябинске был раскрыт 19 января 2015 года. Неизвестным удалось реализовать через интернет несколько десятков поддельных страховых полисов.
 
Таким образом, жители Челябинска, отказавшись от опасных маневров на дороге и более активно проявляя свою гражданскую позицию в борьбе со страховыми мошенниками, вполне могут способствовать снижению цены автострахования на 20-30%. Однако остальные факторы, влияющие на активность покупателей автомобилей, лежат за пределами возможностей рядовых горожан.
 
Ставка рефинансирования Банком России уже понижена почти на 2%. Дальнейшее снижение учетной ставки приведет к удешевлению банковских кредитов. А вот цена на нефть и связанный с ней курс рубля к паре евро/доллар лежит уже в сфере глобальной геополитики, повлиять на которую ни ЦБ РФ, ни челябинцы при всем желании не могут. И пока эта ситуация не изменится региональный авторынок будет проседать.