Уральские дороги и мосты становятся безопаснее после ремонта за счет «Платона»

Экономика
25 мая 2021 года, 09:50

Плата грузоперевозчиков и логистических компаний за использование федеральных трасс через государственную систему «Платон» позволила досрочно отремонтировать мост в Челябинской области. Десятки тысяч дальнобойщиков и автомобилистов ежедневно проезжают сегодня без задержек по капитально отремонтированному и открытому еще в начале весны мосту через реку Сильга под Юрюзанью на федеральной дороге М-5 «Урал». Через этот участок проходит путь в Башкортостан и далее в Самару, Пензу, Рязань и Москву. На время капитального ремонта для автомобилей здесь были введены ограничения – снижение скорости и реверсивное движение по одной полосе. Эту 70-метровую переправу должны были открыть не раньше будущей осени, но мостовики справились с задачей на полгода раньше.

Как отмечает Росавтодор, только в этом году на средства госсистемы «Платон» по всей стране расширят до четырех полос более 260 км федеральных автодорог и капитально отремонтируют 32 моста. Общий вклад законопослушных грузоперевозчиков обеспечит к 2022 году строительство и восстановление более 130 мостов и 3,5 тыс. км автодорог.

На Урале вдвое шире станут 40 км трассы М-5 «Урал» (в 80 км от Челябинска), 90 км на трассе Р-351 Екатеринбург – Тюмень (три участка – в 10 км и 40 км от Камышлова и в 90 км от Тюмени), более 80 км дороги Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск (два участка — в 38 км и в 80 от Тюмени), а также 30-километровый отрезок автодороги Р-242 Пермь — Екатеринбург (в 100 км от Екатеринбурга) и еще 10 км на трассе Р-254 «Иртыш» (в 10 км от Кургана).

Для грузоперевозчиков, в первую очередь, важен результат работы уплаченных в систему «Платон» средств, а им является именно улучшение дорожной инфраструктуры, подчеркивают в «Деловых Линиях». «Мы видим улучшение качества трасс, попавших в более ранние проекты», – пояснил представитель одной из крупнейших российских логистических компаний.

Больше всего в дополнительных средствах нуждаются мосты, которые последний раз проходили через капремонт еще в советские годы и сегодня не справляются с потоком тяжелых грузовиков. Так, согласно статистике системы «Платон», М-5 «Урал» – самая загруженная федеральная трасса. Шесть с половиной процентов пробега 12-тонных грузовиков приходится на эту автодорогу, в тройке лидеров также М-7 «Волга» (5,7%) и «малая бетонка» А-107 в Подмосковье (5%). Федеральные дорожники добавляют, что данные «Платона» позволяют более точно планировать ремонт, расширение дорог и отдельных наиболее загруженных участков магистралей.

В Челябинской области «платоновскими» станут три переправы: помимо моста через реку Сильга это путепроводы через канал на трассе Р-254 «Иртыш» и через газопровод на трассе М-5 «Урал». Также на Урале дополнительное финансирование от «Платона» пошло на ремонт сразу шести мостов на трассе Р-404 в Тюменской области (через реки Иска, Мег и Бирюль и через суходолы и болото), пяти мостов – в Свердловской (мосты через реки Юшала, Балаир и Суэтка на трассе Р-351 Екатеринбург – Тюмень, а также два путепровода на трассах М-5 «Урал» и Р-242 Пермь – Екатеринбург), по одному мосту в Курганской области (через реку Ик на трассе Р-354 Екатеринбург – Шадринск – Курган) и в ХМАО – Югре (через реку Шапшинская на трассе Р-404).

Расширение дорог и ускорение ремонта мостов повышает безопасность движения на федеральных трассах. Так, в 2020 году количество жертв ДТП в Челябинской области сократилось на 26,4% по сравнению с 2019.

За пять лет работы системы «Платон» в России впервые появилась достоверная статистика об автомобильных грузоперевозках, что делает этот огромный рынок прозрачным. Председатель межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак добавил, что самое главное следствие введения «Платона» – изменение рынка автомобильных грузовых перевозок из абсолютно нерегулируемого в 2005 году в более контролируемый и цивилизованный. Цифровая инфраструктура «Платона» на текущий момент это 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, данные бортовых устройств и маршрутных карт. Все это позволяет анализировать большой список различных параметров. В частности, на основе этой информации Росавтодор рассчитывает интенсивность грузоперевозок по дням недели и определяет самые загруженные федеральные трассы.

«Все уральские предприниматели и логистические компании, фактически работающие на федеральных трассах, зарегистрировались», – рассказал Алексей Сидоренко, руководитель Уральского филиала оператора госсистемы «Платон» – РТ-Инвест Транспортные Системы (РТИТС). По его словам, в пятерке лидеров по регистрации грузовиков ХМАО – Югра (36 тыс. грузовиков), Свердловская (26 тыс.) Челябинская (25 тыс.) области, а также Пермский край и Тюменская область (по 14 тыс.). Всего грузоперевозчики Урала зарегистрировали 153 тыс. транспортных средств.

В период пандемии коронавируса правительство РФ, Минтранс России и Минэкономразвития анализируют экономическую активность грузоперевозчиков на основе данных госсистемы. Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» – соотношение фактического пробега грузовиков по годам. Этот показатель подтверждает, что рынок автомобильных грузоперевозок восстанавливается и отыгрывает потери «ковидного» года. По итогам первого квартала 2021 года сокращение общего пробега грузовиков по федеральным трассам составило –3,5% по сравнению с соответствующим «докоронавирусным» периодом 2020 года. Это более чем на 4 п.п. выше итогового показателя «индекса Платона» за прошлый год (–7,7%). При этом выросла экономическая активность за первый квартал 2021 года у логистов сборных грузов (+2%), перевозчиков из промышленного производства (+1,9%), положительные значения пробега у компаний из ритейла, производства сельхозпродукции, почтовой деятельности.