Украинские беженцы в Миассе. Цена бескорыстия и равнодушия

Общество
4 июля 2014 года, 17:27

Житель Миасса (Челябинская область) Артем Балакин заселил в свой дом семью с юго-востока Украины, помогает им оформить документы и легально трудоустроиться. Таких неравнодушных в Миассе – десятки, но к ним, по словам самих беженцев, вряд ли можно отнести местных чиновников. О бескорыстии и равнодушии – в материале Агентства новостей «Доступ».

Артем Балакин и его соратники из социальных сетей обустраивают нехитрый быт для прибывших с юго-востока Украины беженцев. В недавно купленном им доме в деревне Новотагилка в окрестностях Миасса молодой человек поселил семью из Артемовска (Донецкая область).

Тридцативосьмилетняя Анна Куршакова с сыновьями – 21-летним Николаем и 15-летним Дмитрием – решились оставить свою украинскую квартиру и родных после того, как начались обстрелы воинской части на соседней улице и нападения на оружейный склад недалеко от Артемовска, а в небе над самим городом начали кружить вертолеты и военные самолеты.

Артемовск пока не в эпицентре военных действий, он расположен в нескольких десятках километров от Славянска и Краматорска. Но эхо беды донеслось и до этой семьи: от осколка гранаты в Славянске погибла подруга Анны. Двое детей остались сиротами. «У нас люди оборудуют подвалы, уходят туда жить. Берут еду, шубы, чтобы не замерзнуть, кому позволяет площадь – кровати ставят… То, что там называют антитеррористической операцией, это реальная война. Западная Украина и часть центральной – они очень ненавидят юго-восток. Они так и говорят: “Вы террористы пропутинские, вас надо истребить!” Им неважно, кого они убивают: ребенка, женщину или старика. Мы уехали подальше от войны…» – рассказывает Анна.

Она с сыновьями успела оформить документы на выезд, в том числе на четвероногих членов семьи – кота Макса и собаку Эльзу. И отправилась в российский Новошахтинск. Но местные власти констатировали: беженцев много, всем помочь не могут, работу найти трудно, – и посоветовали ехать в глубь России. И тут на помощь пришел вездесущий интернет: младший сын Дмитрий разместил крик о помощи в соцсети, и его услышали в Челябинской области.

«Нашел группу в соцсети “Помощь беженцам с юго-востока Украины в Миассе”, написал администратору группы, и Артем Балакин ответил. С билетами помогли, за два дня скинули нам деньги на карточку», – рассказывает Дмитрий Куршаков.

Деньги, как и вещи первой необходимости, продукты – на первое время – для украинских новоселов в Миассе собирали всем миром. «Не богат, но помогу чем могу», – написал в группе соцсети (https://vk.com/club73132873) миассец Алексей Стрижов. Он и помог с оплатой железнодорожных билетов для Куршаковых.

Примеру Артема на странице соцсети призывают последовать и других горожан: «Друзья, у кого-то может есть пустая жилплощадь, сообщайте, очень много людей просятся к нам в Миасс».

Между тем, другая семья, временно поселившаяся у родственников в поселке Тургояк, рассказывает, что легальное проживание людей, сбежавших от войны, в Миассе оказалось самой большой проблемой. Виктория и Валерий Егоренко из Славянска пытаются решить ее больше месяца. Чтобы оформить документы и получить работу, не нарушая законов, им нужно пройти медосмотр. Как им объяснили миасские чиновники, муж с женой и двумя детьми должны для этого съездить в Челябинск, заплатив за дорогу и справки, оплатить госпошлину – а это несколько тысяч рублей, что для ее семьи, успевшей выехать из-под обстрелов с 200 долларов, баснословная сумма.

«Мы не хотели уезжать, ждали до последнего, надеялись, что после выборов президента Украины все изменится к лучшему, но после выборов снаряды взрывались рядом с домом. Поехали в школу за документами, буквально успели зайти в ворота с дочкой, и начался обстрел. Наш автобус был последним, успевшим выехать на границе. Остальные развернули», – рассказывает Виктория.

Во всем им помогают обычные люди, все идут навстречу… Кроме чиновников. «Местное УФМС “отфутболивает” из кабинета в кабинет, предлагая то, что нам не нужно – временное проживание, а о статусе беженца слышать не хотят. Ничего не объясняют. Говорят, беженцами считают только тех, кто докажет, что вынуждены были бежать оттуда, где идет война», – рассказывает женщина.

Добавим, всего за 200 километров, в областном центре, отношение власть имущих к беженцам совсем иное. Вот и сегодня сити-менеджер Сергей Давыдов заявил: «Условия в Челябинске лучше, чем в некоторых других областях России. И уже есть факты, когда оттуда переезжают к нам. Мы этого не боимся и всем готовы помочь».

Кстати, по результатам опроса, 90% беженцев с юго-востока Украины не собирается возвращаться туда, где у них теперь нет дома.

Юрий Александров,
фото автора