Текслер: Задача системы образования – удерживать талантливых ребят в регионе

Общество
21 августа 2023 года, 14:05

Участники областного педагогического собрания в канун нового учебного года обсудили актуальные темы учебного года: педагогическое сопровождение и наставничество в профессиональном самоопределении обучающихся, участие региона в федеральных проектах, развитие допобразования, патриотическое воспитание и др. Принявший в педсобрании участие глава губернатор Челябинской области Алексей Текслер поставил ряд задач перед главами муниципалитетов и педагогическим сообществом. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».

Алексей Текслер, открывая пленарное заседание, отметил, что образование неразрывно связано с выполнением общегосударственных задач, а это, в том числе, обеспечение технологического суверенитета и дальнейшее устойчивое развитие экономики страны. Ключевая основа этих процессов формируется в учреждениях образования.

«Сегодня основное конкурентное преимущество каждого региона – это кадры. И сегодня те регионы, которые это понимают, вкладывают в развитие образования, в стратегическом плане будут выигрывать эту жесткую конкуренцию. Ярким примером может служить участие нашей области в федеральном проекте "Профессионалитет", в рамках которого удалось создать современную материально-техническую базу и начать подготовку 3 175 квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по новым программам», – подчеркнул Алексей Текслер и добавил, что работа продолжится и в 2024 году – будут созданы еще три кластера.

Кроме того, в части развития прикладной науки осуществляется поддержка молодых ученых и их разработок в рамках проектов УМНОЦ. Проекты получают федеральное софинансирование; создано Молодежное конструкторское бюро.

Алексей Текслер отметил, что сейчас проходят большие трансформации в сфере общего образования, дополнительного образования и высшего, остановился на нескольких таких ключевых направлениях: вопросы патриотического воспитания, профориентация, научно-технологическое образование и создание инженерных классов.

«Тема образования является ключевой для развития региона. Задача – постоянно повышать качество образования, удерживая талантливых ребят в регионе. Именно поэтому в этом учебном году будет реализована инициатива по созданию инженерных классов во взаимодействии с вузами и предприятиями по направлениям, которые мы будем развивать в новом челябинском межуниверситетском кампусе. Уже первые 10 классов появятся в этом году», – анонсировал глава региона.

В 2023 году будут открыты 5 предпрофильных на базе 8-х классов и 5 профильных классов на базе 10-х классов. Классы формируются на два учебных года.


«В Челябинской области более 250 дополнительных образовательных учреждений для детей. Эту тему мы развиваем с 2018 года, создавая инновационные обучающие площадки. Уже работают четыре детских технопарка "Кванториум" (в Магнитогорске, Челябинске, Троицке, Златоусте), семь центров цифрового образования "IT-куб" (в Миассе, Южноуральске, Сатке, Магнитогорске, Снежинске, Челябинске, Кыштыме), "Мобильный кванториум" для малых городов и поселков, несколько десятков "Новых мест дополнительного образования детей" и центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"», – рассказала первый вице-губернатор Ирина Гехт.

С 1 сентября, по ее словам, будут открыты «Кванториумы» в Копейске и Пласте и IT-куб в Трехгорном. «Таким образом, система допобразования позволит вовлечь в научно-техническую деятельность более 12 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Помимо уже имеющихся дисциплин ребята смогут осваивать популярное сейчас направление по работе с беспилотными авиационными системами (БАС). Дети научатся собирать беспилотники и управлять ими, а затем будут состязаться друг с другом на соревнованиях, которые включим в ежегодный календарь мероприятий», – отметил Ирина Гехт.


В своем выступлении глава региона также коснулся важности повышения  престижа педагогической профессии и поручил Минобрнауки и главам муниципалитетов предложить новые программы, которые позволяли бы удерживать молодежь в профессии и привлекать в сельские территории. «Педагог – это основа. Поручаю дать предложения по созданию соответствующих условий для педагогов. Особую ставку делаем на молодых специалистов», – сказал Алексей Текслер, в частности.

О росте интереса к педагогической профессии и повышении ее престижа сказал в своем обращении к участникам педагогического собрания министр просвещения России Сергей Кравцов, который поблагодарил педагогов за усердный кропотливый труд и неравнодушное отношение. «Высокий результат достигается исключительно командными усилиями. Образование и воспитание детей – наше общее дело. Отдельно хочу отметить учителей, это ваш год – Год педагога и наставника, президент неоднократно подчеркивал важность профессии, она поистине народная. Важно, что она востребована, растет престиж профессии среди молодежи – в эту приемную кампанию поданы рекордные 355 тыс. заявлений в педагогические вузы. Уверен, что ребята придут в школы и будут продолжать традиции отечественного образования. Важная мера со стороны государства – решение президента о продолжении выплат за классное руководство с 1 сентября внедряем новые квалификационные требования: педагог-методист и педагог-наставник, чтобы у каждого была возможность профессионального роста. Мы ограничили перечень документов, которые вы должны заполнять. Напомню, если у вас остаются вопросы, на сайте Рособрнадзора действует специальная горячая линия, куда вы можете обратиться», – сказал Сергей Кравцов.  

Также, по его словам, с этого года победители профессиональных конкурсов – таких как «Учитель года», «Директор года», «Воспитатель года» и других, всего их восемь, начнут получать денежные призы в размере от 200 тыс. рублей и более, на четверть увеличилось количество денежных премий учителям за достижения в педагогической деятельности.

О других нововведениях  в образовательной системе рассказала и.о. министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. «Десять новаций, которые ждут систему образования, это единые государственные учебники (с этого года по истории, а в течение пяти лет – все), это привлечение школьников к общественно-полезному труду в обязательном порядке без согласия родителей, это обновленный ФГОС. Также среди новаций – апробация нового учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины", который станет обязательным для всех с 1 сентября 2024 года, возвращение серебряных медалей, единая система профориентации в школах, расширение проекта "Профессионалитет", внедрение ФГИС "Моя школа", диагностика на знание русского языка детей мигрантов, а также введение должности советника во всех школах по РФ (по этому направлению Челябинская область демонстрирует опережающие темпы)», – отметила Елена Коузова.


По окончании пленарного заседания Южно-Уральского педагогического собрания губернатор Алексей Текслер вместе с ректорами вузов  Челябинской области, педагогами школы и учащимися лицея принял участие в «НЕуроке». Это комбинированный урок по физике на тему альтернативных источников энергии. Урок наглядно показал, как можно наладить процесс взаимодействия школы, вуза и предприятия, получив на выходе готовый производственный продукт, а также замотивировать школьников к инженерным специальностям.

Также Алексей Текслер посетил новую школу в поселке Западный, где завершаются отделочные работы, благоустройство, устанавливается новое оборудование в классах. 1 сентября здесь должен был начаться образовательный процесс, но строители не успевают завершить работу вовремя. Губернатор поставил задачу министерству строительства региона  и подрядчику уточнить дорожную карту и максимально ускориться строителям, чтобы уже в сентябре дети пошли в школу. Школа рассчитана на 1 100 человек. Это будет многопрофильный образовательный центр с инженерным и химико-биологическим профилями, также набирают педагогические классы.