Текслер: Развитие  креативных индустрий – это возможность предотвратить отток талантливой молодежи

Общество
25 апреля 2024 года, 09:27

В эти дни в Челябинске проектируют будущее национальной креативной экономики: здесь проходит «Российская креативная неделя – Урал». Отмечаются ключевые достижения, презентуются новые инициативы и проекты, власть и бизнес, и творческие люди ищут – и находят! – точки соприкосновения и договариваются, как креативные индустрии будут развиваться дальше. О планах, смыслах и синхронизации работы креаторов и регуляторов – в материале АН «Доступ».

По имеющимся оценкам, сегодня доля сектора креативных индустрий в мировом ВВП составляет порядка 6-7%, а в отдельных странах достигает 10-12%, в России – 2-5%. Действующей Концепцией развития креативных индустрий предусмотрено достичь доли занятых в креативной экономике в 15% и до 6% увеличить вклад креативных индустрий в ВВП страны. По итогам 2023 года, согласно исследованию Высшей школы экономики, Челябинская область заняла 20-ю строчку в рейтинге регионов с активно развивающимися креативными индустриями. В ходе исследования креативного сектора выделены несколько приоритетных направлений для региона – это, в том числе, мода, IT, архитектура и урбанистика, кино- и видеопроизводство, промышленный дизайн.

«Креативная индустрия – один из самых бурно развивающихся секторов экономики, это происходит во всем мире и у нас в стране. И конечно, мы видим динамику, которая есть сегодня в нашем регионе, уже больше 10 тысяч предприятий занимаются креативными индустриями, думаю, мы выйдем за 80 млрд рублей оборота по итогам 2023 года, когда подведем окончательные итоги. Но я считаю, что этого мало, что нужно  развиваться дальше», – отметил губернатор Челябинской области Алексей Текслер в ходе панельной дискуссии «Сделано на Урале: как продвигать уральские бренды».

Отметим, «РКН – Урал» проходит под патронатом администрации президента России и определено Стратегией развития креативной индустрии до 2030 года. В декабре 2023 года по поручению президента эта стратегия была актуализирована, в результате чего создан региональный стандарт, в реализации которого участвуют уже семь субъектов РФ.

«Креативные индустрии – это про бизнес. Это культурный продукт, который выходит на коммерческие рынки, зачастую из ничего формирует добавленную стоимость продукта. Чудо экономическое, связанное с культурой и искусством. Наша задача – создать условия для развития креативных индустрий, которые не будут просить денег у государства, а будут создавать дополнительный денежный поток», – сказал начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.

Он поблагодарил власти Южного Урала за организацию форума, отметив, что «движение» креативных недель в России сравнительно молодое. «Начали с Москвы, не первый год проходит креативная неделя в  Красноярске, в прошлом году форум состоялся во Владивостоке и сейчас – в Челябинске. Это те регионы, где формируются смыслы развития креативной индустрии. Такие мероприятия помогают власти и бизнесу найти точки соприкосновения и договориться о том, как эти важные сферы будут развиваться дальше», – добавил Сергей Новиков.

В Челябинской области, где в сфере креативных индустрий сегодня работает каждая 14-я компания, такие точки есть. Так, министерство экономического развития Челябинской области в рамках существующего правового поля активно взаимодействует с деловыми объединениями, творческими коллективами, предоставляет различные государственные преференции.

«В регионе реализуются важные, имеющие значение в масштабах всей страны проекты. Один из них – от компании "Инновации детям" – по итогам конкурса Агентства стратегических инициатив "Знай наших" получил призовое место за разработку, направленную на развитие мелкой моторики, речевых навыков для последующего получения образовательных навыков и активного вовлечения в социальную жизнь детей с особенностями здоровья. У нас есть уникальный инклюзивный проект, помогающий незрячим и слабовидящим людям "смотреть" фильмы с помощью тифлокомментариев. На данный момент существует чуть больше 15 фильмов, в основном это советская классика и, в целях популяризации культуры и природы Южного Урала, фильмы южноуральских режиссеров», – рассказала министр экономического развития региона Наталья Лугачева.

И все-таки, несмотря на то, что в некоторых регионах уже сформировалась своя правоприменительная практика и свои успешные бизнес-модели, для полноценного развития отрасли нужно законодательное регулирование на государственном уровне.

«Нужно на федеральном уровне закрепить системный подход к регулированию этой сферы. В прошлом году в Государственной Думе состоялось первое чтение законопроекта о развитии креативных индустрий благодаря которому уже летом может быть определена понятийная база, которая позволит не только с аналитическими расчетами, но и, соответственно, увеличит долю занятых в креативных индустриях и поможет регионам двигаться в одном направлении», – отметила руководитель блока коммуникаций АНО «Креативная экономика» Дарья Корнеева.

Губернатор Челябинской области отметил важность этой работы, подчеркнув, что при этом важно не забюрократизировать творческий процесс. «Законопроект должен давать импульс развитию, не создавая бюрократических преград. В такой ситуации требуется координация и синхронизация, а задача, которую мы перед собой ставим, это снятие барьеров и стимулирование роста креативного сектора, обладающего существенным экономическим потенциалом, возможностями для создания новых высокооплачиваемых рабочих мест, в том числе для людей творческих профессий», – отметил Алексей Текслер.

«Роль регионов в развитии креативных индустрий состоит в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность экономик субъектов Федерации, привлекательность для квалифицированных креативных кадров, и главное, предотвратить отток талантливой молодежи», – добавил он.

С ним солидарна директор форума Марина Абрамова: «Главное сейчас для всех регионов – создавать необходимые условия, при которых, прежде всего, креативный класс хочет развиваться, создавать проекты в своих родных регионах. Когда регион становится привлекательным для нового бизнеса, для туристов, для квалифицированных творческих кадров, в том числе международных. И креативные индустрии могут помочь решить все эти задачи».